Святой тихон икона о чем молятся.  Приход Храма Святителя Николая Чудотворца с

Икона святителя Тихона Задонского известна многочисленными исцелениями физических и духовных недугов. И по сей день любая молитва подле лика святого непременно получает отклик.

Великий святитель Тихон Задонский отличался своей горячей любовью к Господу. Он жил в суровые времена 18 века, когда уклад жизни во многом отличался от привычного нам сейчас. Но его творения и труды уже в те времена, когда народ был ослеплен безверьем и беснованием, разжигали горячую любовь и пламенную веру в сердцах каждого человека. И по сей день молитвы, обращенные к богослову Тихону, не утратили своей силы и помогают во врачевании депрессии, пьянства , душевного помешательства .

История иконы

Изображения преосвященного святителя были написаны еще при жизни сподвижника церкви. Причиной такой горячей любви выступала праведность Тихона, его святость и высокий церковный сан. Современники святителя независимо от гражданского состояния желали иметь в своем доме прижизненные портреты епископа, потому что видели в нем сияние истинной праведности и смиренное постижение глубин веры и любви к Господу. Тихон же не очень любил позировать, считая столь обширное поклонение незаслуженным. Художникам приходилось ухищряться и писать его втайне, пока епископ занимался повседневными делами.

Преосвященный Тихон обладал даром прозрения, умел читать мысли собеседников и отличался среди всех праведников способностью творить божественные чудеса. К его предсказаниям относят яркие события жизни Александра I, в особенности крах Наполеона и освобождение Русских земель.

Святитель любил вести беседы с простым народом, утешая и помогая во всем. Жертвенность и ходатайство пред Господом не знали границ: за каждую пришедшую душу святой возносил горячие молитвы к Небесам, прося высшего заступничества, а после одаривал деньгами. Смерть настигла великого епископа в 1783 года 13 августа.

И вот спустя ровно 63 года произошло обретение нетленных мощей старца, сопровождаемое многочисленными исцелениями. Изображение святого Тихона было снято с мощей покойного святителя. Сделано это было из-за многих разногласий в иконописной трактовке святого образа. Ведь на тот момент икон Тихона Задонского было бесчисленное множество. А определить время их происхождения, авторство, а также точность передачи образа святого подвижника было достаточно сложно.

Где находится образ Тихона Задонского

Образ святителя и подвижника православной церкви можно встретить во многих храмах России. Горячая любовь людей вынудила их писать пожизненные портреты церковного просветителя Тихона. Но основным местом почитания, куда устремляются паломники со всех стран, является город Задонск, где богомольник проводил последние дни своей праведной жизни. Старец был захоронен под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря.

В 1861 году мощи святого Тихона были открыты. В Задонск съехалось бесчисленное множество паломников, дабы ощутить на себе благодатную помощь святого . Очевидцы тех событий сообщают, что всякий больной исцелился: слепой прозрел, хромой окреп, а к глухому вернулся слух.

Описание иконы

Изображение Тихона предстает перед глазами зрителя в основном по пояс, но есть и варианты написания святого в полный рост. Тело Тихона покрывает архиерейское облачение, демонстрирующее святость и церковный сан.

Левой рукой богомольник удерживает жезл, а правой посылает благословение каждой молящейся душе. Также на иконе присутствует частица нетленных мощей, помещенная в мощевик в правом нижнем углу. Именно поэтому от иконы нисходит еще больше благодатной помощи. Списки с лика принято делать схожими с настоящим оригиналом, поэтому в вариациях святого образа нет видимых отличий.

В чем помогает икона святого Тихона

Исцеления подле благодатного образа святого Тихона не перестают удивлять и вселять веру в каждого, кто с последней надеждой обращается к богомольнику в молитвенной просьбе. Икона исцеляет при панических атаках, буйствах, устрашающих видениях, депрессиях , пьянстве, расстройстве психики.

Народной памяти известны случаи благодатной помощи незрячим и полностью ослепшим людям, недуги которых мгновенно исчезали после прочтения молитвы подле образа чистого и праведного Тихона. Молитвенные просьбы к святителю излечивают даже от холеры, паралича и эпилепсии.

Святой образ поможет каждому побороть и избавится от затяжных болезней, запущенных и сложных случаев.

Молитва перед иконой Тихона Задонского

«О, Святой Приспешник Божий Тихон! Прожив на земле праведную жизнь, ты прославил бытие свое навечно. Мы верим всей душой в Твое ходатайство пред Господом Богом о нашем скором спасении. Ведь Ты ревностный помощник каждой заблудшей души. Прими молитвы наши и не отвернись в тяжелый час. Мы как никогда нуждаемся в Твоем покровительстве и заступничестве от мыслей дурных, очерняющих и темных. Упаси нас от неверия, злости и бесовского плена. Сжалься, скорый на помощь приспешник Божий, ведь лишь ходатайство Твое прибавит Божией милости к недостойным и грешным рабам Божьим (имена). Исцели своей благодатной помощью болезни затянувшиеся да души растленные. Пусть слезы радости растворят каменный плен согрешений наших, и избавимся мы от мук адских и огня дьявольского. Подари праведным людям, колени пред тобой преклонившим, мир и спасение, здравие, святость и чистоту ангельскую. Со всеми ангелами и всем собором святых славься, Великий Тихон. Воспеваем имя Твое, и имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

День почитания приходится на 13 августа. Приспешник Божий отличился жизнью праведной и был вознесен к лику святых. Жизнь его и высокое положение не очернили душу его, а напротив, сделали великим и всеми любимым угодником Господа. Пусть его заступничество поможет вам исцелить недуги избавиться от пагубных пристрастий . Мы желаем вам мира в душе. Берегите себ я и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитвенное прошение святым имеет большое значение в жизни верующего. Ежедневно приходится сражаться с бытовыми неурядицами, соблазнами мира сего и наветами лукавого. Святые молитвенники показывают нам пример своим богобоязненным житием и помогают в трудностях даже после своей смерти. Однажды моя знакомая рассказала о чуде, которое произошло после обращения к свт.

Тихону. Молитва Тихону Задонскому об унынии помогла избавиться от затяжной депрессии ее юному сыну. Парень уже хотел наложить на себя руки, и дело могло закончиться госпитализацией в психбольницу. Но святой вовремя пришел на помощь, освободив юношу от тяжкого греха. Я вам расскажу, о чем можно молиться и просить святого угодника.

Житие Тихона Задонского

Святой угодник родился в бедной семье дьякона, служившего в церквушке Новгородской губернии. Отец рано умер, поэтому (так звали свт. Тихона в миру) его почти не помнит. Мать не справлялась с содержанием детей, поэтому хотела просто отдать Тимофея в чужие люди на усыновление. Но старший брат упросил не делать этого. Тогда мать отдала мальчика в духовное училище, где Тимофей получил казенное содержание. У него были еда и одежда, также в свободное от учебы время мальчик подрабатывал.

Когда юноша постиг премудрость знаний, его назначили учителем духовного училища, в котором он сам учился. Тимофей преподавал богословие и греческий язык. Вскоре он принял монашеский постриг и получил духовное имя . Наименование Задонский он получил из-за просветительской деятельности в области проживания донских казаков, среди которых было много старообрядцев.

Дни почитания свт. Тихона Задонского — 13 августа (второе обретение мощей) и 19 июля (представление).

В старости Тихон Задонский ослаб здоровьем и попросил уединения в Задонском монастыре. Ему была назначена пенсия, которую старец полностью отдавал нуждающимся. Святитель никогда не требовал для себя комфортных условий проживания и довольствовался самым скромным уютом: спал на сене и укрывался верхней одеждой (тулуп). Святитель неустанно молился, наставлял людей в вере и писал богословские труды. Но здоровье стало таким слабым, что Тихон почил, не дожив до 60 лет. Его кончина была мирной и спокойной, он будто просто уснул.

Святитель был причислен к лику святых и обрел всенародную любовь, он почитается как чудотворец. При открытии его мощей собралось около 300 000 паломников, и это в маленький городишко Задонск. Свт. Тихон является небесным покровителем монахов, учеников духовных семинарий, церковных певчих и катехизаторов.

Обретение мощей

Святитель был похоронен в склепе Задонского монастыря под алтарем. Когда в монастырской обители собрались возводить новый собор, обнаружили нетленные мощи Тихона. Это было в 1845 году. Не только тела святителя не коснулся тлен, но и его одеяний, хотя в склепе было очень сыро. В Синод было отправлено сообщение о нахождении нетленных мощей. После этого Тихон Задонский был официально причислен к лику святых, хотя народ его почитал святым чудотворцем еще при жизни.

После революции начались гонения на церковь, и мощи вынесли из монастыря. Некоторое время они хранились в музеях, а после войны мощи попытались открыть для верующих. Но политика партии не позволяла открытого поклонения христианским святыням. И только в 1991 г. мощи святого обрели покой в своем монастыре в городе Задонске.

О чем молиться

Верующие почитают свт. Тихона Задонского, к иконе которого возносят моления:

  • об укреплении веры;
  • при душевном волнении и беспокойстве;
  • при депрессии и унынии;
  • для успокоения и смирения;
  • от агрессии и злобы;
  • от душевных и телесных недугов;
  • от нищеты и безденежья;
  • от колдовства и чародейства;
  • от беснования.

Святого просят об освобождении от пристрастия к алкоголю, наркотикам и иным привязанностям. Также Тихона Задонского молят об освобождении от колдовского влияния и порчи.

О чем еще молятся Тихону Задонскому? Когда потерян смысл жизни и все кажется серым и унылым, молитва святителя утешит в любой ситуации.

Святитель отличался взрывным характером и темпераментом от природы, но сумел укротить в себе буйный нрав и научился кротости. Поэтому ему возносят молитвы, когда желают избавиться от агрессии и злобы.

Молитва от колдовства и порчи:

Святого Тихона Задонского просят об исцелении душевнобольных людей и бесноватых. Для этого заказывают акафисты на мощах или молятся перед иконой дома.

"Дивен Бог во святых Своих…" (Псалом 67, 36). На Руси - много святых. И каждый из них просиял по-своему, подобно тому, как по-разному сияют разные драгоценные камни. Каждый человек может найти "близкого" ему святого. В нашей семье одним из самых чтимых является святитель Тихон Задонский.

Будущий святитель Тихон Задонский родился в 1724 г. в селе Короцке Новгородской губернии в семье дьячка и назван был Тимофеем. Отец умер так рано, что Тимофей и не помнил его. Мать осталась с шестью детьми: у Тимофея было 3 брата и 2 сестры. Старший брат занял должность отца. На его скудное жалованье и на то, что удавалось выручить матери, трудившейся с утра до ночи, и жила семья - очень бедно, зачастую не имея даже достаточно пропитания. Позже святитель Тихон рассказывал своему келейнику: "…А как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил".

Нетрудно представить себе муки матери, которой нечем накормить детей. Однажды перед ней возник соблазн устроить своему ребенку лучшую жизнь. Неподалеку жил богатый бездетный ямщик. Ему очень нравился маленький Тимофей. И ямщик стал уговаривать мать отдать Тимофея ему. Обещал усыновить его, обучить, "все имущество мое потом его будет" . Мать долго не соглашалась, но однажды, не имея в доме ни крошки хлеба, взяла Тимофея за руку и повела к ямщику. По дороге мать догнал старший сын: "Куда вы ведете брата?... я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику - постараемся обучить его грамоте, тогда он может в какой церкви в дьячки или пономари определится!" . И мать с сыном вернулись в голодный дом.

В 1738 году Тимофей был записан в Духовную Славянскую школу в Новгороде. В 1740 году он в числе лучших 200 учеников был устроен на казенный счет в Новгородскую духовную семинарию. Но что это было за казенное содержание? Ежедневный кусок хлеба. Об этом святитель Тихон вспоминает так: "… когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю на продовольствие себя, а другую половину продам и куплю свечку и с оною сяду за печку, и читаю книгу. Богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и оными махать на меня, говоря: "Величаем тя" .

Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам еще ее не окончив! После же окончания некоторое время был преподавателем риторики и философии. Весной 1758 года он принял постриг с именем Тихон. Летом того же года был посвящен в иеромонахи. В 1759 году Тихон был определен ректором Тверской семинарии и учителем богословия. Но впереди его ждало новое, еще более высокое поприще…

В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт-Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Первоприсутствующий Синода сказал: "Молод еще…", однако имя вписал. Жребий метали три раза и всякий раз выпадал жребий Тихона. "Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом" - сказал Первоприсутствующий. Святитель Тихон потом говорил об этом: "Я никогда и не мыслил о сем важном сане, чтобы быть мне епископом, а у меня мысли были непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь и проводить уединенную жизнь… Но Всевышнего судьбе так угодно, что есмь недостойный - епископ" .

Новгородцы встретили нового епископа с любовью, как бывшего когда-то учеником, а затем и учителем новгородской семинарии. Многие священники и диаконы Новгорода когда-то учились вместе с ним и насмехались над маленьким Тимой, махая на него лаптями, как кадилом. Теперь им предстояло кадить на него настоящим кадилом во время архиерейских богослужений.

На Новгородской кафедре святитель Тихон пробыл недолго. 3 февраля 1763 года императрица Екатерина II назначила его епископом Воронежским.

Нелегким оказалось это назначение. Епархия считалась "дикой": полуязыческие нравы, казачья вольница, невежествен не только народ, но и часть духовенства. Святитель Тихон жаловался: "Являются ко мне многие священники и диаконы, которые крайне не знают Евангелия и Апостола чести. Не читаючи Нового Завета не можно знать воли Отца Небесного, а не знаючи невозможно исполнить, а от неисполнения воли Его святой следует явная погибель. Того ради приказывается всем обретающимся в епархии лицам духовным иметь у себя Новые Заветы. Читать их с благоговением и прилежанием" . Просвещение стало одной из главных задач святителя. Он составлял наставления священникам, писал проповеди для чтения в храмах. Во всех городах края открыл славянские училища, а в Воронеже - духовную семинарию.

Но не только просвещением был озабочен святитель Тихон. Познав на себе бедность и нужду, всем сердцем он стремился помочь страждущим. По воспоминаниям келейников, "Людям бедным всегда был свободный к нему доступ. Чувствительное сердце его никаким предметом столь страстно не занималось, как вспоможением бедности и утешением скорби". "Деятельность святителя простиралась до того, что он никогда не бывал празден, и когда по пастырству требовались какие-нибудь приуготовления, то часто проводил он целые ночи без сна и не мог успокоиться, пока не окончит своего дела…" . Народ любил своего пастыря. Про него говорили: "Надо его слушаться - а то он Богу пожалуется" .

Недолгим оказалось служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского, всего 4 года и 7 месяцев. Но сделать за это время он успел гораздо больше, чем многие другие и до, и после него. Здоровье же его, и моральное и физическое, было совершенно подорвано. Не желая исполнять свои обязанности плохо, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении от должности и о дозволении избрать себе монастырь для проживания. Его прошение было удовлетворено и святитель Тихон переехал в Толшевский монастырь. Болотистая местность, на которой монастырь был расположен, еще более ухудшала состояние здоровья святителя, и он вынужден был перебраться в Задонский монастырь.

Именно из кельи Задонского монастыря просиял на всю страну своими творениями величайший духовный писатель, "Российский Златоуст" - Тихон Задонский. Многие поколения православных были воспитаны на его книгах "Об истинном христианстве", "Сокровище духовное, от мира собираемое", и других. И в наше сложное время книги святителя не только не утратили своего значения, но приобрели еще большую актуальность. Мы в полной мере можем черпать из них величайшие сокровища мысли, ведущие нас к познанию истины.

Помимо непрестанной молитвы, чтения и написания душеполезных книг, не оставил святитель Тихон и дел милосердия ближнему. Келейники вспоминают: "Всю почти свою ежегодную пенсию он употреблял на дела благотворения; а для себя оставлял самую малую часть…" . Из денег и припасов, щедро присылаемых ему богатыми почитателями, он почти все раздавал нищим, сиротам, вдовам, старикам… "Бедные, слыша о его милосердии, стекались к нему со всех сторон, объясняли свои нужды и просили помощи, которую и получали" .

Своих духовных детей святитель также учил милосердию: "Многие мнятся быть нечто, часто читают молитвы, постятся, созидают храмы Божии и украшают (что само собою похвально и благочестия вид показывает); но когда их коснется кто бедный и требующий помощи, обманывается, как и тот, который к холодной печи прикасается, хотя от нее согреться, и так отходит с тою же печалью и бедою с которою приходил". "Многие не едят мяса, рыбы и прочих снедей, но пожирают людей живых" .

Однако святитель Тихон всегда помнил о том, что духовная милость выше материальной. Он "имел дар врачевателя язв души, утешителя, мудрого наставника, миротворца" . Не только на словах, на своем собственном примере он показывал, как надо уметь прощать, не обижаться, не осуждать - как безропотно принимать все, нам посылаемое. Бывало, и ему несладко жилось в обители. При настоятеле Нифонте в Священный Синод было направлено письмо с вопросом, можно ли дозволять епископу Тихону совершать богослужения. Синод признал вопрос неуместным и настоятельно рекомендовал обеспечить его всем необходимым для служения. Однако, несмотря на это прямое указание, должных условий для совершения святителем Тихоном литургий создано не было. Сменивший Нифонта настоятель Феодосий также очень недружественно относился к святителю (когда-то, будучи еще епископом Воронежским, святитель Тихон отстранил его от одной из должностей "за нерадение"). Настоятель же Самуил превзошел всех: он не только публично плохо отзывался о святителе: "он, архиерей, хуже монаха живет у меня" , но и даже дерзнул поднять на него руку.

Стоит заметить, что среди почитателей святителя Тихона были виднейшие архипастыри России, и, если бы он пожаловался, любой недоброжелатель лишился бы своего места. Но святитель Тихон Задонский в первую очередь сам руководствовался принципом "прощение лучше мщения". Келейник святителя говорил об этом: "Он, Преосвященный, верите ли, такие имел свойства души, что, когда его ругали, поносили, порочили, клеветали, он только горько плакивал о таковых, сожалея об них, он виновником всего поставлял врага Божия и христианского, диавола. А когда кто из таковых, очувствовавшись, с признанием виновности своей, просил у него прощения, то бывало, обымет его с радостными слезами, целует его и прощает от сердца, любовию наполненного" . И даже более того, узнавая о новых наветах, святитель только вздыхал и говорил келейнику: "Возьми сахару голову, виноградного вина бочонок, отнеси начальнику; у него, может быть, и нет сего" .

Ну кто из нас, положа руку на сердце, сможет так же реагировать на действия своего начальства? Да никто. У нас у всех есть "чувство собственного достоинства"…

Глядя на начальство, многие монахи также досаждали святителю. И эти обиды святитель принимал со словами: "… хотя бы и мог отмстить им и несчастливыми сделать, но не хочу сего творить. Господь сказал нам: "любите враги ваша и благословляйте клянущих вас". "Богу так угодно, что и служители смеются надо мной, да я же и достоин сего за грехи мои, но еще и мало сего…" . Келейник рассказывает: "Досаждавшие ему монахи временами делались больными: он раза по два и по три всякий день посещал их, утешал и ободрял своими благоразумными и душеполезными разговорами, также пищею и питием снабдевал" .

У святителя Тихона был и другой выход из создавшейся ситуации. Митрополит Гавриил усердно звал его переехать в Новгородскую епархию, где обещал подыскать достойную святителя обитель. Велико было искушение, но святитель Тихон ему не поддался. Он до конца жизни остался в Задонском монастыре, терпеливо перенося все испытания.

Тихон Задонский скончался на 59-м году жизни 13 (26 по новому стилю) августа 1783 года в присутствии только четырех келейных. Лишь только весть о кончине святителя Тихона разнеслась по окрестностям, монастырь переполнился народом и огласился плачем.

Погребен был святитель Тихон под алтарем храма Пресвятой Богородицы Владимирской 20 августа 1783 года. После погребения святителя правящий епископ Воронежский Тихон III, очень почитавший своего предшественника и искренне разделявший всеобщее горе, сказал много теплых слов, и, в частности: "Вспомяните, что он был, яко Иов праведный: око слепым, нога хромым, одежда нагим, алчущим пища, прибежище всем скорбящим, немощным подкрепление, печальным утеха, в душевных изнеможениях врачевство. Отселе, когда вы рыдать будете под бременем несчастий, когда болезнью отягчаемы будете, останетесь без утешителя и помощника; когда истаивать будете от глада, скитаться без покрова, хладеть без одеяния, то не прийдет уже к вам ваш Тихон, искавший некогда вас сам" .

Людской поток к святителю Тихону не только не оскудел с его смертью, но еще более усилился. У его могилы происходили многочисленные исцеления. Народ, почитавший его святым при жизни, еще более уверился в этом после его кончины.

В 1845 году в Задонском монастыре было начато строительство нового Владимирского собора. Старый собор, под алтарем которого покоился святитель Тихон, был разобран. Тело святого было найдено нетленным. Архиерейское облачение святителя, несмотря на такое длительное пребывание в сыром месте, также было неповрежденным. Новый гроб с мощами святого был временно, до окончания строительства Владимирского собора, погребен в теплой Богородице-Рождественской церкви монастыря. В Святейший Синод и государю императору были отправлены документы, подтверждающие обретение святых мощей нетленными, и прошения о причислении чтимого всей Россией угодника Божия Тихона Задонского к лику святых. Но прошло немало времени, прежде чем этому суждено было сбыться. По разным причинам дело затягивалось. И вот, только в 1861 году, Святейший Синод направил правящему императору Александру II на подпись доклад по делу о прославлении святителя Тихона. Государь император на докладе собственноручно написал: "Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр" . Официальное прославление Тихона Задонского в лике святых и открытие его мощей для всеобщего поклонения были назначены на 13 августа 1861 г., день памяти святителя Тихона.

Небольшой город Задонск готовился к этому великому празднику. Ожидалось большое количество паломников, для чего обустраивались старые помещения и спешно строились новые. В хронике событий мы находим интересный факт. "В городе находится улица, застроенная каменными и деревянными постоялыми дворами. Владельцы их, рассчитывая на большое стечение народа и желая воспользоваться сим для своих выгод, сошлись вместе и согласились отдавать комнаты в наем за большую цену; один же из них, бывши приглашен, не одобрил их намерения и не был на совете… На другой день после того случился пожар… Огонь… перекинулся на постоялые дворы и все их разрушил дотла, за исключением дома, стоящего рядом с ними, хозяин коего не участвовал в нечестивом совете" . Воистину, "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…" (Псалом 1, 1) !

Городу населением 7000 человек пришлось принять 300 000 паломников. Никаких помещений не хватало. Приехавшие на телегах и в повозках жили в них. Пришедшие пешком устраивались прямо на земле. Несмотря на неудобства, не было ни ссор, ни драк. Наоборот, в городе было тихо и благочестиво. Отовсюду слышалось чтение молитв и акафистов. В день прославления "Весь монастырский двор, все кровли и ограды различных монастырских зданий были унизаны народом. Высокая монастырская колокольня с стоявшими на кровле ее по всем выступам, решеткам и отверстиям, представляла собой украшенную живую пирамиду из людей… Острая монастырская ограда, в несколько аршин вышины, также унизана была народом, который сидел на ней, держась друг за друга. Нельзя не подивиться усердию и терпению простолюдинов: они заняли эти места, слишком неудобные для сидения, с пяти и шести часов утра, и сидели на них непрерывно до второго часа пополудни. В большом монастырском саду народ помещался на деревьях и висел, держась за сучья. В городе на многих домах были разобраны черепичные крыши и народ помещался на чердаках; на кровлях стояли на коленях, - все с горящими свечами. Вся сплошная масса народа представляла как бы одно тело, проникнутое одним духом любви и усердия к святителю и благодарности к Богу, прославляющему Своего угодника" .

С тех пор Задонский монастырь стал одним из самых массовых мест паломничества. К горячо любимому святому народ стекался со всей России. Но после революции 1917 года и этому святому месту, и самим святым мощам выпало немало горя.

В январе 1919 года мощи святителя Тихона Задонского были осквернены. Чтобы отвратить народ от веры и опорочить служителей церкви, ЧК была задумана и проведена "операция по вскрытию мощей". Был даже снят "документальный" фильм, в котором показали якобы изъятое из раки нечто из ваты и картона - в официальном отчете о результатах "вскрытия" было указано на обнаруженную "грубо сделанную куклу". (В 1959 году мощи святителя Тихона были повторно освидетельствованы в г.Орле комиссией из служителей церкви и врачей. Результаты экспертизы начисто опровергли все, зафиксированное "протоколом вскрытия" 1919 года).

Монастырь в буквальном смысле слова был разграблен. Все ценное, в том числе и серебряная рака святителя Тихона, было конфисковано. Сами мощи были признаны "не подлежащими изъятию" и оставлены "коллективу верующих". В 1929 году монастырь был закрыт.

В 1932 году мощи святителя Тихона Задонского были переданы антирелигиозному музею г.Ельца, а затем перевезены в Орловский краеведческий музей, где и пребывали до Великой Отечественной войны.

Во время войны, когда Орел был захвачен немцами, духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гаману с просьбой об открытии храмов. Первым был открыт Богоявленский храм, в котором на горнем месте алтаря и разместились мощи святителя Тихона Задонского. Они оставались там вплоть до 1961 года. С началом повторных гонений на церковь при Н.С.Хрущеве мощи снова оказались в запасниках местного краеведческого музея.

Русской Православной Церкви удалось окончательно вернуть святыню только в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси). А на свое место - под своды Владимирского собора Задонского монастыря - мощи вернулись 13/26 августа 1991 г. Как некогда на обретение мощей святителя Тихона, на их возвращение в Задонск съехалось огромное количество народу.

"Святыня обрела покой в специально устроенной раке под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и духовенства иконой с изображением святителя - единственной, оставшейся от прежнего иконного богатства церквей Задонского Богородицкого монастыря" .

Еще очень хотелось бы добавить немного о самом Задонском монастыре - одном из старейших монастырей России. История основания Задонского монастыря такова.

В далеком 1395 году Тамерлан со своим войском шел на Москву, оставляя за собой одни пепелища… Эта угроза была страшнее всех предыдущих татаро-монгольских нашествий. Уповали только на Бога и Пресвятую Богородицу. Московский князь Василий Димитриевич (сын Димитрия Донского) приказал принести из Владимира в Москву чудотворную икону Пресвятой Богородицы (ставшую с тех пор именоваться Владимирской). В день встречи иконы в Москве (сретения), 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1395 г., и произошло чудо. Божия Матерь, окруженная Московскими святителями и небесным воинством, явилась Тамерлану во сне и приказала уйти с Русской земли. Тамерлан развернул свои войска и ушел! А на месте встречи иконы москвичами был основан Сретенский монастырь.

Около 1610 года два выходца из Сретенского монастыря, иноки Кирилл и Герасим, взяв с собой список с чудотворного первообраза Владимирской Божией Матери, пришли к Дону, в эти тогда еще дикие места. Может быть, потому, что где-то здесь и было явление Пресвятой Богородицы Тамерлану. На красивейшем придонском холме, неподалеку от дороги из Ельца в Воронеж, ими и был основан Тешевский монастырь, позже переименованный в Задонский. Главным храмом обители стал храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Икона Владимирской Пресвятой Богородицы, с которой Кирилл и Герасим пришли из Москвы, также оказалась чудотворной. В 1692 году страшный пожар уничтожил весь монастырь со всем имуществом - и только этот образ был найден на пепелище неповрежденным. К сожалению, во время церковных погромов 1930-х годов эта икона была утрачена. Но по описанию иконы очевидцем, иеромонахом Геронтием, стало возможным сделать достаточно точный список, который и находится сейчас во Владимирском храме монастыря.

Желание посетить Задонский монастырь и поклониться святителю Тихону Задонскому было у нас давно. В январе 2009 года, когда у мужа на работе были "рождественские каникулы", мы наконец собрались в дорогу. От батюшек нашего храма получили благословение на поездку, а от воскресной школы - большой пакет с фруктами в дар монастырю. Перед самым отъездом мы всей семьей молились - прочли все молитвы для путешествующих, какие только смогли найти, и попросили святого Тихона благословить нас на посещение его обители. Уверены, что именно поэтому добрались благополучно - дорога была отвратительная. Выехали мы поздновато - где-то в 1 час дня. Быстро стемнело. Строящаяся трасса Москва-Дон местами очень узкая, местами - без освещения. К тому же мешал сильный снегопад. На дороге было много аварий, поэтому ехать приходилось медленно, а иногда и просто стоять в пробках. Изначально (дома) мы планировали приехать в Задонск часам к 6 вечера, устроиться в гостинице и пойти в монастырь. Однако когда на деле часов в 7 вечера мы были еще очень далеко от цели, нас потихоньку начала охватывать паника…

В Задонск мы въехали около 8 часов вечера и сразу же направились к монастырю. Страх был один - что мы опоздали и монастырь закрыт. На гостиницу времени решили не терять - просто помолились святому Тихону и надеялись, что на улице он нас ночевать не оставит. В монастырь еще пускали - до закрытия был где-то час. Мы чуть не бегом бросились в храм.

Владимирский храм нас просто поразил: он и сам - красоты необыкновенной, а сейчас он еще был украшен к Рождеству несколькими огромными, под самые своды, наряженными елями и множеством маленьких елочек. На видном месте стоял искусно сплетенный из еловых веток вертеп с новорожденным Спасителем... Словами эту красоту передать невозможно.

Из-за позднего времени и непраздничного дня храм был практически пуст, что для нас явилось большой радостью. К раке с мощами мы подошли безо всякой суеты и спешки, которые неизбежны в очереди, потом стояли и молились рядом, ни на что не отвлекаясь. Через некоторое время к раке подошли несколько монахинь, для которых раку открыли. Монахини прикладывались не к стеклу, а к покрову на голове святителя. Мы молча стояли рядом, смотрели - но подойти не смели… Раку опять закрыли.

Женщина, выполняющая в этом храме какое-то послушание, совершенно неожиданно подошла к нам и сказала: "Попросите - вам тоже откроют". Но мы бы не дерзнули этого сделать! Тогда она сама обратилась к монаху, стоящему рядом с ракой, и попросила за нас. И раку нам действительно открыли! Мы всей семьей благоговейно приложились к святыне. В тот же момент возникло ощущение, что только ради этого стоило сюда ехать.

Из храма уходить не хотелось, но монастырь закрывался. Узнав расписание завтрашней утренней службы мы, уже не торопясь, направились в гостиницу. В гостинице нас ждал единственный свободный номер, и именно такой, какой нужен был нам на троих с дочкой…

На следующее утро - снова радость. Служба была архиерейская! Служил епископ Липецкий и Елецкий Никон - Священноархимандрит Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, очень много сделавший для его возрождения. Храм был просто набит народом - даже не верилось, что вчера вечером здесь не было почти никого.

Мы собирались уйти сразу после службы: хотелось посетить еще два чудотворных источника, да и трудная многочасовая дорога впереди… Но уйти было необъяснимо сложно. Просто полное нежелание выходить из храма! И опять радость: появился монах с маленькой группой людей, которым он рассказывал об истории и о настоящей жизни монастыря. Мы влились в эту группу. Монах рассказывал с такой любовью, с какой можно говорить только о своем доме. Вот несколько особо запомнившихся эпизодов из этого рассказа:

1. Для канонизации святителя Тихона Задонского нужно было предоставить заверенные подписями свидетельства о его чудотворениях. Причем каждое чудотворение должно было быть подписано как минимум двумя мирянами (подписи служителей и монашествующих не принимались). Свидетельств было столько, что если сложить их вместе, получилась бы стопка высотой в метр.

2. Как известно, одним из почитателей преподобного Серафима Саровского был Н.А.Мотовилов, собравший и оставивший нам уникальные материалы о жизни святого старца. "Служка Серафимов" - так он сам любил себя называть. Однажды с Мотовиловым приключилась страшная беда: он начал страдать беснованием и претерпевал от этого страшные муки. Серафим Саровский явился ему в видении и сообщил, что исцеление наступит при открытии мощей святителя Тихона Задонского. Мотовилову пришлось ждать этого события почти 30 лет. Но он дождался и по своей непоколебимой вере получил исцеление. В день открытия святых мощей он стоял в алтаре, молился и горько плакал. Взглянув во время Херувимской на горнее место алтаря, он увидел на нем святителя Тихона. Святитель благословил его и стал невидим, а Мотовилов сразу же почувствовал себя исцеленным. (Позднее изложение этой же истории мы нашли в одной из проповедей отца Иоанна Крестьянкина).

3. В годы советской власти мощам святителя Тихона Задонского много лет довелось пролежать в музеях. Однажды один из хранителей музея получил негласный приказ сжечь святые мощи (скорее всего, это нужно было для того, чтобы никто и никогда не смог опровергнуть фальшивых результатов вскрытия 1919 г.). Хранитель оказался человеком верующим. Отказаться выполнить это ужасное поручение самому значило, что его выполнит кто-то другой. Поэтому был найден прекрасный выход. По словам монаха, в запасниках музея находилась также "мумия какого-то контрабандиста", которая и была благополучно сожжена вместо мощей святителя.

4. На территории монастыря есть памятник святителю Тихону Задонскому, а в городе - памятник Ленину. Памятник Ленину постоянно приходится отмывать от голубиного помета, а памятник Тихону Задонскому всегда чистый!

5. Недалеко от раки святителя Тихона хранится под стеклом его облачение, обретенное нетленным вместе с мощами. Монах передал слышанный им разговор двух священников: "Эх! Не надо мне никаких чинов, никаких наград! Дали бы разок послужить в этом облачении!". - "А потянешь?" - "Потому и не прошу!"

В дополнение к этому хочется поведать один курьезный случай, описанный в житии святителя. Как известно, Тихон Задонский обладал даром прозорливости. В этом неоднократно убеждались окружающие его. Однажды один из духовных чад святителя, глядя на своего наставника, подумал: "Как Господь возлюбил святителя! Обогатил его умом, верою, благочестием, да и наружно украсил его благообразным лицом, окладистою и красивою бородой; меня же Господь лишил красоты и волос на бороде". Святой старец тут же отозвался вслух: "Раб Божий, что так мыслишь? Хочешь, я назову тебе угодников Божиих безбородых?".

После экскурсии по Владимирскому собору мы снова подошли к мощам, где освятили себе купленную икону святого, молились и благодарили его за все благодеяния…

Выйдя из монастыря, мы посетили "Живоносный источник", расположенный буквально под монастырскими стенами. Набрав воды здесь, поехали на источник Тихона Задонского, расположенный в нескольких километрах от города. Здесь, несмотря на сильный мороз, была довольно большая очередь. Ну, очередь так очередь - без воды из этого источника мы уехать не могли…

Отсюда, уже не заезжая в Задонск, отправились домой. Снова метель и опасные ситуации на дороге. Но нас переполняет радость. Благодать хранила нас - до дома доехали благополучно. Слава тебе, Господи! Благодарим тебя за все, отче Тихоне!

Напоследок хотелось бы сказать еще вот о чем. В редких храмах есть икона святителя Тихона Задонского. А в нашем храме Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутово - есть! Большая, старинная, удивительной красоты! Подойдите к ней, помолитесь святителю Тихону - он Вас обязательно услышит!

Людмила и Павел Сиротины
Январь 2009 г.

«Ничего не могу с собой поделать, унываю», - нередко можно услышать даже от тех прихожан, чей опыт жизни в Церкви уже позволил им справиться со многими другими внутренними проблемами. Тоска, пораженчество, колебания настроения, хроническая усталость от себя и обстоятельств - кажется, верующим людям именно нынешнего времени это свойственно больше, чем любым другим. Но стоит при этом помнить: те же самые чувства испытывали и святые. Некоторые - точно: например, святитель Тихон Задонский (память 1 августа, 26 августа по н. с.), который боролся с унынием всю свою жизнь, будучи склонным к нему по своей душевной природе. Его пример показывает нам, что с этой склонностью - даже столь сильной, что ее не преодолеть до конца - можно многое сделать. А Господь непременно придет на помощь…

Без куска хлеба

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в 1724 году в семье сельского дьячка. Вскоре после рождения он лишился отца, и его мать осталась с шестью детьми в чудовищной нужде, так что мальчик воспитывался, как сказали бы сейчас, в кризисной многодетной семье. Его чуть было не отдали на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем, но старший брат умолил мать не расставаться с малышом. Когда Тимофей стал постарше, ему приходилось наниматься к богатым огородникам - за кусок черного хлеба в день. Ранние годы, проведенные в беспросветной нищете, наложили отпечаток на душевный склад будущего подвижника.

По ходатайству старшего брата, обязавшегося содержать мальчика из собственных, достаточно скудных, средств, Тимофей был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Будущий святитель был в числе лучших учеников и в период обучения в старших классах уже преподавал в своем учебном заведении греческий язык. По мере развития духовных сил перед Тимофеем, терпеливым и трудолюбивым, постепенно открывалась вся глубина бого­словского образования. Продолжая и по окончании семинарии вести скромную уединенную жизнь молодого преподавателя, он все более склонялся к принятию иночества.

Среди разрухи

В апреле 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург и рукоположен во иеромонаха, затем был наместником ряда монастырей. В 1763 году в Новгороде, где начинался когда-то его духовный путь, архимандрит Тихон был облечен архиерейским саном. И почти сразу же назначен на Воронежскую кафедру.

Кафедральный город произвел на владыку тягостное впечатление: церковные строения поражали своей ветхостью, а церковная жизнь - запущенностью. В огромной епархии - от Воронежа до Черного моря - ощущалась нехватка духовенства, а население, разбросанное по степям, было невежественно и суеверно. Архипастырю необходимо было охватить заботой более восьмисот храмов. Может ли быть у смертного человека столько сил?

Неустанное исполнение своих обязанностей обернулось для святителя совершенным расстройством нервной системы. Он почти не мог служить из-за головокружения, дрожания рук и обмороков. Поняв для себя, что сорвавшееся здоровье не восстановится, епископ Тихон написал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Ему отказали, посоветовав более интенсивно лечиться, и владыка оказался в безвыходной ситуации. Имея навык послушания, он продолжал трудиться до тех пор, пока бессонница и частые приливы крови к голове не сделали для него невозможным не только служить Литургию, но и вообще исполнять обязанности по управлению епархией. Тогда, по указанию императрицы, он был отправлен за штат. Новым местом пребывания архипастыря стала Спасо-Преображенская Толшевская обитель, а затем он переселился в Задонский Богородицкий монастырь, что в 90 верстах от Воронежа. Там подвижник написал книги, явившиеся плодом его размышлений о вечности и о людях: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».

Единственный путь - служить людям

В годы, проведенные на покое, святого с особой силой охватывало временами тяжелое, беспокойное состояние души. Подвижник скорбел, что мало потрудился для Церкви. Чистый воздух и отдых от нервных перегрузок значительно укрепили его расстроенное здоровье, из-за которого он относительно молодым, в возрасте сорока трех лет, и оставил деятельность епископа. И теперь уединение и досуг в неспешно живущей обители казались полной сил душе обременительнее каких бы то ни было дел; святителя все более охватывала мрачная скука, побуждавшая искать себе занятие за пределами монастырских стен. Но с отъездом никак не складывалось, а слова простого, но уважаемого в обители старца Аарона - «Матерь Божия не велит ему (т. е. епископу Тихону. - Ред.) выезжать» - побудили владыку и вовсе порвать написанное уже прошение о возвращении к делам.

Этот период жизни - неопределенный и совершенно не наполненный внешне - явился одним из самых важных в жизни святого. Это было время отчаянной и всецелой борьбы с помыслами, преодоления духа печали, безысходности и уныния, переосмысления своих жизненных обстоятельств. И душа приобрела, в конечном итоге, бесценный опыт преодоления - а вместе с ним и дерзновение утешать отчаянных, переживших потерю смысла существования и погибающих в мрачной неопределенности. Заштатный епископ решил не пытаться более переменить свое нынешнее положение, внутренне придя к тому, что единственный путь избавления от тоски для него - служить людям в том месте и том состоянии, в которых он находится, и полностью посвятить себя делам духовной и телесной милости.

Святитель стал часто появляться на монастырском дворе под видом простого инока и заводить разговор с окрестными жителями и паломниками. Собеседники, видя перед собой обычного монаха, без обиняков открывали ему свои нужды. И неожиданно для себя получали материальную помощь. Молва о милосердном владыке росла, и бедные со временем стали сами приходить к его келье. Не меньшее участие принимал архипастырь и в судьбе страждущих и больных. Он устроил в небольшом домике, где жил, своего рода гостиницу для тех, кого постигала какая-либо болезнь по дороге на заработки или на богомолье. Кроме того, он творил духовную милостыню, со слезами молясь о нуждах и болезнях близко и не очень близко знавших его людей. Однажды к владыке пришел проститься совсем больной бывший его прислужник. «Иди, и Бог тебя помилует», - растроганно напутствовал его задонский подвижник. Болящий при этом не только утешился, но и через некоторое время, по молитвам любившего его святителя, совершенно выздоровел. Келейник владыки Иоанн Ефимов, поведавший для биографов этот случай, завершил его описание словами: «Великую и живую он (епископ Тихон. - Ред.) имел в себе веру, и Господь Бог во многих случаях его слушал».

«Плачь - и утешишься»

В своих сочинениях, и ныне читаемых многими не только для назидания, но и для утешения, владыка никоим образом не обходил тему тоски и горя и не умалял при этом значения человеческих эмоций. «Видим в мире, что люди плачут, - пишет он в сборнике духовных записок «Сокровище духовное, от мира собираемое». - Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире - месте плача, юдоли плачевной. <…> Плачь и ты, христианин! <…> Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь - да не будешь вечно плакать. Плачь - и утешишься». Ему, знавшему в очень непростом своем детстве нищету и оставленность людьми, это состояние было очень знакомо. Но столь же знакомо было и то, от чего слезы безысходности наконец утихают, - ощущение помощи Божией и пребывания под кровом любящего Небесного Отца. «Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты земля и в землю пойдешь. Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание Небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех - смерть и печаль, за добродетель - покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает».

Постоянным предметом размышлений задонского подвижника были христианские догматы о непостижимом величии и всемогуществе Божием, о Его всеведении, вездесущии и благости, о Его благом попечении и промышлении о человеке. Все это порождало в нем святые чувства благодарности, надежды, терпения и любви. Во время одного из своих приездов из Задонского монастыря в Толшевскую обитель святитель, уединенно молясь в пустом храме, около полуночи стал пред алтарем на колени и в пламенной молитве просил Господа, чтобы Тот показал ему уготованное претерпевшим земные скорби до конца блаженство. И Господь не замедлил: владыка увидел, как небо отверзлось и из него воссиял свет, и услышал голос: «Виждь уготованное любящим Бога». Святитель пал на землю и, когда видение кончилось, в крайнем потрясении и благодатном трепете едва смог добраться до своей кельи.

Все более и более возвышаясь духовно, святитель с каждым днем слабел телесно. К нему снова возвратились те болезни, которые в свое время вынудили его уйти на покой. Чувствуя приближение смерти, владыка Тихон удалился в затвор, откуда лишь письменно, по неусыпной любви своей, отвечал духовным чадам. Он скончался на 59‑м году жизни, в мирном духе, простившись с друзьями и ближними. В последних письмах этого духовного отца в полной мере отразился тот благодатный мир сердца, который был дарован столь много страдавшему от безотчетной тоски и печального духа подвижнику после многолетних трудов. Не случайно к нему очень часто обращаются в молитвах с просьбами о помощи в преодолении уныния, отчаяния и обретении душевного равновесия в тяжелых жизненных ситуациях.

Газета «Православная вера» № 14 (561)

Мощи преподобного Тихона Задонского, хранящиеся в мужском монастыре Задонска - место поклонения паломников, дарующие исцеления и ответы на проблемы всем, кто приходит к святыне с чистым сердцем.

Великий проповедник и целитель

В начале XVII столетия старцы Кирилл и Мефодий из Московского сретенского монастыря основывают Задонский монастырь Божьей Матери. Среди тенистых садов, в лесной чаще, на берегу реки Дон в благодатной тиши величается Божья обитель, куда в 1769 году прибыл святитель Тихон.

Икона святителя Тихона Задонского

Выросший в крайне бедной семье, часто голодавший в детстве мальчик, сумел закончить духовную семинарию и в 1758 году принял постриг в монахи, осуществив свою юношескую мечту.

Молодой человек отличался удивительным терпением, послушанием и работоспособностью. Духовное совершенство способствовало быстрому карьерному росту. В 1759 году Тихона возводят в сан иеромонаха, а в 1761 - он уже епископ Кексгольмский и Ладожский. В 1763 г. святитель возглавил Воронежскую епархию. Уделяя огромное внимание борьбе с ересями и язычеством, восстанавливая семинарии и воскресные школы, принимая и молясь за прихожан. Святой Тихон постоянно принимал у себя прихожан, кормил бедных, а больных собственноручно отпаивал лечебными чаями.

Голодное и холодное детство дало о себе знать, 40-летний настоятель епархии часто болел и попросил об отставке, желая уединиться. Последним пристанищем преподобного Тихона стал Задонский монастырь, в котором некогда настоятель епархии, продав богатую одежду, серебро, раздал все бедным, жил, как обычный монах, показывая пример терпения, прощения и братской любви.

Интересно! Братия знала о его чудодейственной молитве при болезни, часто монахи исцелялись по одному только его слову. За свое смирение и богопочитание Творец наградил послушника даром прозорливости, он предсказал время своей смерти, почив 13 августа 1783 года.

В записях святого были найдены предсказания войны с французами и великого петербургского наводнения.

Нетленные мощи святого

В 1845 году во время строительства нового храма была вскрыта гробница святителя, и его мощи оказались нетленными. Священная радость и благоговение охватило всех присутствующих.

Священники побоялись большого стечения народа и тихо произвели перезахоронение, которое совершили в Церкви Рождества Богородицы,

Только через 16 лет, в день смерти преподобного Тихона Задонского, он был причислен к лику святых. Во время снятия верхней крышки храм, наполненный несколькими десятками тысяч людей, застыл в молчании, христиане медленно опустились на колени и застыли в безмолвном плаче.

Рака с мощами Тихона Задонского

Страшные времена ожидали Владимирский монастырь в годы революции, когда красноармейцы вскрыли гробницу и вывезли мощи в Орел, в музей религии. При этом они сняли якобы разоблачающий нетленность костей фильм, назвав все ложью религии.

В Задонске закрыли все церкви, многие священники были либо расстреляны, либо отправлены в ссылку. Верные своей святыне оставшиеся в живых монахи вернулись на святое место, и после разрешения Сталина открыть храмы приступили к богослужениям.

Случайно отцом Виктором на чердаке одного из домов была найдена икона патриарха Тихона, где он нарисован в полный рост, которая и стала основной святыней открытого храма.

В 1959 году была создана новая комиссия, которая подтвердила нетленность мощей. Это не понравилось тогдашнему правителю СССР Н. С. Хрущеву, в 1961 году святые останки снова перенесли в хранилище музея.

Праздник возвращения святых мощей

26 августа 1991 года колокольные звоны наполнили Задонск. По усыпанной цветами дороге к храму в присутствии тысяч людей святые мощи Божьего угодника были возвращены в монастырь. Это был настоящий праздник Божьего чуда исцеления. Люди, страдающие многолетними болезнями, получали мгновенное исцеление после целования раки со святыми мощами.

Сень над мощами святого Тихона в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре

Нескончаемый поток благодарственных молитв наполнял монастырский двор. Люди исцелялись по-разному:

  • при целовании раки;
  • после воззвания к Святому;
  • при помазании елеем или просто стоя в храме;
  • после чтения молитвы.
Важно! Многие чудеса исцеления от неизлечимых болезней позднее были подтверждены документально врачами.

В чем помогает молитва около мощей святому Тихону

Комиссия, организованная святым Синодом, проверяет и фиксирует все случаи исцелений у мощей Тихона Задонского.

Измученные болезнями люди приходят к гробнице с множеством болезней:

  • телесных;
  • душевных;
  • духовных.

По свидетельству исцеленных чаще приходит ответ на болезни глаз. Так был исцелен слепой после болезни мальчик, а у женщины исчез нарост на глазу прямо во время молитвы.

Около Богом освещенного места слепые видят, а глухие начинают слышать. Обращались за помощью и получали исцеление от преподобного Задонского больные холерой, циррозом печени, женщины, страдающие кровотечением. Многим просящим Патриарх Задонский являлся во время сна, после чего больные просыпались совершенно здоровыми.

Лечение бесноватых даже для современной медицины является проблемой, но только не для исцеляющей силы мощей преподобного. Пелагея Гаврилова родилась здоровой девочкой, но после замужества нею овладели демоны. Родственники приводили больную в храмы, но она там еще больше бесновалась, крича различными голосами. Только после посещения Задонского монастыря, в котором была отслужена панихида по святому Тихону, и принятия причастия женщина была освобождена.

Церковные книги хранят записи об освобождении от паралича, немоты, геморроя истерических припадков.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь - последнее пристанище святого Тихона Задонского.

Фильм о жизни святителя Тихона Задонского