Была пора наш праздник молодой анализ кратко. Была пора: наш праздник молодой (С) Александр Пушкин

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розгами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый рал
Мы празднуем Лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром - нет - промчалась четверть века
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека,-
Ужель один недвижим будет он?

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа -
Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратыо рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.

Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался.
Какой восторг тогда пред ним раздался!
Как был велик, как был прекрасен он,
Народов друг, спаситель их свободы!
Вы помните - как оживились вдруг
Сии сады, сии живые воды,
Где проводил он славный свой досуг.

И нет его - и Русь оставил он,
Взнесенну им над миром изумленным,
И на скале изгнанником забвенным,
Всему чужой, угас Наполеон.
И новый царь, суровый и могучий,
На рубеже Европы бодро стал,
И над землей сошлися новы тучи,
И ураган их. . . . . . . . . . .

1836 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Была пора»


Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», написанное в 1836 году, - одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено двадцатипятилетию со дня открытия Царскосельского лицея и выдержано в жанре дружеского послания. В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем смысле слова время - пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус». Подобная антитеза - противопоставление юности и зрелости - вполне традиционна. Она часто встречается и у других писателей.

Начало третьей строфы - логическое продолжение предыдущих рассуждений. Герой печально говорит:

Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!


Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но происходит неожиданный поворот: «Недаром - нет! - промчалась четверть века!». Затем следует определение закона судьбы:

Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он?


В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное - мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, - о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников.

Согласно свидетельствам современников, стихотворение Пушкин декламировал на последней в своей жизни встрече лицеистов. При этом поэт так разволновался и расчувствовался, что даже не смог завершить чтение.

вид для чтения

Одно из последних произведений Пушкина. Посвящено двадцатипятилетию со дня открытия Царскосельского лицея и выдержано в жанре дружеского послания.

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется.

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром - нет! - промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека,-

Ужель один недвижим будет он?

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей,-

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа -

Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас... и племена сразились,

Русь обняла кичливого врага,

И заревом московским озарились

Его полкам готовые снега.

Вы помните, как наш Агамемнон

Из пленного Парижа к нам примчался.

Какой восторг тогда пред ним раздался!

Как был велик, как был прекрасен он,

Народов друг, спаситель их свободы!

Вы помните - как оживились вдруг

Сии сады, сии живые воды,

Где проводил он славный свой досуг.

И нет его - и Русь оставил он,

Взнесенну им над миром изумленным,

И на скале изгнанником забвенным,

Всему чужой, угас Наполеон.

И новый царь, суровый и могучий,

На рубеже Европы бодро стал,

И над землей сошлися новы тучи,

И ураган их. . . . . . . . . .

Анализ стихотворения "Была пора: наш праздник молодой"

В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». Беспечное время — пора надежд, мечтаний. Жизнь кажется легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. Антитеза — противопоставление юности и зрелости. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус».

Начало третьей строфы продолжает предыдущие рассуждений. Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но происходит поворот: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!». Затем следует определение закона судьбы: Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?

Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их вспомнить, что удалось им вместе пережить. Здесь появляются «игралища таинственной игры». Стихотворение выводится на другой уровень. Отходит на второй план застолье. Его сменяет мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет меняться. В пятой строфе герой напрямую обращается к одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, узкого круга людей, — о дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл двери для учеников.

Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» Пушкин декламировал на последней в своей жизни встрече лицеистов. При этом поэт так разволновался и расчувствовался, что не смог завершить чтение.

На вопрос Подскажите анализ стих. Пушкина "Была пора: наш праздник молодой" заданный автором Анатолий Курбашнов лучший ответ это Стихотворение А. С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой… » было написано в 1836 году к 25-летней годовщине открытия Царскосельского лицея. Он был открыт 19 октября 1811 года в соответствии с указом императора Александра I, разработанным им при участии его сподвижника М. М. Сперанского. В лицей принимались мальчики 11–12 лет из дворянских семей для обучения различным наукам. Туда был отдан и юный Пушкин. Там поэт нашёл много товарищей, дружбу с которыми пронёс через всю свою жизнь: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Вольховский, Матюшкин и многие другие. С тех пор они собирались каждый год вместе праздновать “лицея день заветный” и вспомнить “чему, чему свидетели мы были”. А ведь было чему…
Через месяц многонациональная армия французского императора перешла Неман. “Гроза двенадцатого года” проснулась. “Вы помните: текла за ратью рать” - мимо лицея для участия в войне шли колонны русской гвардии. Как хотелось лицеистам быть с ними на полях сражений! Многие даже пытались бежать; хотел уйти и Пушкин - не пустили.
Наполеон проиграл. Он так и не смог понять “великого народа”, не понял, почему эти варвары не сдались, почему не приняли его обещание отменить крепостное право (а он бы это сделал) и как эти почти безоружные крестьяне могли нанести такой урон его армии. Он отправлял послов к Кутузову, писал письма Александру I; он требовал, требовал мира. Вместо позорной сдачи Руси (у Пушкина именно: Руси) Наполеон получил зарево Москвы, ледяную катастрофу - Березину, Лейпциг, взятие Парижа, отречение от престола, “Сто дней”, развязку при Ватерлоо и, наконец, второй Парижский мир.
“Вы помните, как наш Агамемнон // Из пленного Парижа к нам примчался”. Так Пушкин пишет об императоре Александре I Благословенном. Это одна из самых загадочных фигур русской истории, “Агамемнон Европы” (Агамемнон - царь Микен, предводитель греков в Троянской войне) , “Северный Сфинкс”, “Коронованный Гамлет”. Надо сказать, поэт относился к этому императору иронично (“Властитель слабый и лукавый, // Плешивый щёголь, враг труда”, “Я всех уйму с моим народом, - // Наш царь в конгрессе говорил”). Здесь же, спустя одиннадцать лет после его смерти, поэт отдаёт дань Александру I как человеку, бесспорно, одарённому и желавшему России счастья: “Как был велик, как был прекрасен он, // Народов друг, спаситель их свободы! ”, “И нет его - и Русь оставил он, // Взнесенну им над миром изумлённым”.
На острове Святой Елены умер Наполеон, гений, погубивший столько жизней из-за самолюбия и патриотизма. Скончался в Таганроге Александр. “И новый царь, суровый и могучий” в лице Николая I вступил на престол. Декабристы, среди которых было много лицеистов, в Сибири; ужесточается цензура, создаётся тайная полиция - появляется зажатый человек николаевской эпохи. Романтизм и рыцарство уходят. Вечная драма. Вечный пафос истории. Истории, которую Пушкин очень хорошо чувствует. Стихотворение так и осталось недописанным - через три месяца поэта убьют.
см. полностью по ссылке

Управление образования молодежной политики и спорта

Пильнинского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Столбищенская средняя школа

Областная конференция учащихся

« Под знаком Пушкина».

Реферат на тему: «Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина « Была пора…».

Выполнил: Лукачев

Иван Александрович

Ученик 10 класса

МОУ Столбищенская СШ

Руководитель: Лукачева

Ольга Александровна.

607461

Нижегородская область

Пильнинский район

Пос. Буденовка

Ул. Заречная, 41

Тел. (факс) 8(831 92) 38-235

Эл. почта: stolbskool @ yandex . ru

2016 г.

Содержание

Введение…………………………………………………. ………………с. 3

1. Последняя лицейская годовщина А. С. Пушкина ……………………..с. 4

2. Рабочий день поэта 19 октября 1836 г. и « Болдинская осень»1830 г. …….с. 5-6

3. Историко-культурный комментарий к стихотворению « Была пора»…….с. 7-8

4. Идейное содержание стихотворения « Была пора»…………………………с. 9-10

5. Дружба в стихотворении………………………………………………………....с.11-12

III . Заключение………………………………………………………………………..с. 12

IV .Список используемой литературы………………………………………………с. 13

Примечание : страницы указаны с учетом титульного листа, содержания и библиографии.

« О Пушкине всегда хочется сказать слишком много,

всегда наговоришь много лишнего

и никогда не скажешь всего, что следует».

В. О. Ключевский

Введение.

Пушкин… Александр Сергеевич… Осень 1836 год, 19 октября… Петербург, квартира на Мойке, рабочий кабинет и строчки « Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался… Это стихотворение не было завершено поэтом. Этот обыкновенный осенний день был невероятно плодотворным и сравним, пожалуй, только с Болдинской осенью 1830 года.

К чему только ни прикасалось бы пушкинское перо, оборачивалось делом художественным. «Он лирически воссоздавал свою жизнь, переживания состояли для него в значительной мере в том, что бесконечно богатый и многогранный его характер художественно отражал себя в разных образах лирического переживания. Понимание взаимосвязи лирического образа с характером самого поэта помогает приблизиться к пониманию творчества Пушкина. Недостаточно понять образ одного переживания, когда речь идет, в сущности, о цепи переживаний, развернутой во времени, о переменах развивающегося состояния души…» 1

Темой исследования я выбрал « Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Была пора…». Целью моей работы было исследование поздней петербургской лирики, к которой относится это стихотворение, написанное в 1836 году, за три месяца до гибели поэта. Но работая в этом направлении, я понял, что мне нужно пересмотреть весь жизненный и творческий путь поэта 1836 года. Этот год вернул меня на шесть лет назад – в знаменитую плодотворную « Болдинскую осень» 1830 года. Еще это стихотворение можно назвать ритуально значимым, написанным к очередной годовщине открытия Царскосельского лицея. Для Пушкина этот день значил очень много.

Для него это было началом приобщения к обществу, к « товариществу», к интересным и очень разным людям. Это чувство дружества, пронесенное через всю жизнь, вообще уникально в нашей литературе. Оно и в наши дни является нравственным примером стойкой верности. Попробую разобраться в этом и проанализировать стихотворение в разных аспектах.

В работе над рефератом я опирался на книги: Сквозникова В. Лирика Пушкина, Фомичева С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.

    Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975, с. 16

    Последняя лицеевская годовщина А. С. Пушкина.

Стихотворение « Была пора…» , написанное в середине октября 1836 году, - одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено годовщине со дня открытия Царскосельского Лицея и выдержано в жанре дружеского послания. Это незаконченное стихотворение, Пушкин не успел его дописать к празднику и читал на вечере в неоконченном виде на очень поредевшем собрании товарищей по выпуску и, как вспоминают, заплакал и не смог продолжать.

Вот документальные строчки из протокола празднования 25-летия годовщины основания Лицея, 19 октября 1836 г.

« Праздновали двадцатипятилетие Лицея Юдин, Мясоедов, Гревениц, Яковлев, Мартынов, Модест, Корф, А. Пушкин, Алексей Илличевский, С. Комовский, Ф. Стевен, К. Данзас.

Собрались вышеупомянутые господа в доме у Яковлева и пировали следующим образом: 1) обедали вкусно и шумно, 2) выпили три здоровья: а) за двадцатипятилетие Лицея, в) за благоденствие Лицея, с) за здоровье отсутствующих, 3) читали письма, написанные некогда отсутствующим братом Кюхельбекером к одному из товарищей, 4) читали старинные протоколы и песни и прочие бумаги, хранящиеся в архиве лицейском у старосты Яковлева, 5) поминали лицейскую старину, 6)пели национальные песни, 7) Пушкин начинал читать стихи на 25-летие Лицея, но всех стихов не припомнил и кроме того отозвался, что он их не докончил, но обещал докончить, списать и приобщить в оригинале к сегодняшнему протоколу.

Примечание. Собрались все в половине пятого часа, разошлись в половине десятого.

По свидетельству старосты лицейских годовщин М. Л. Яковлева, Пушкин лишь начал первую строфу, при всеобщей тишине:

« Была пора, наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался…»-

Как слезы покатились из его глаз, и он не мог продолжать читать. 1

Если вернуться к октябрю 1825 года, где поэт тоже читает стихотворение, мы чувствуем другое настроение, Пушкин предчувствует, что он будет с друзьями, а здесь в октябре 1836 года он предчувствует смерть.

    Узнать в библиотеке про книгу.

    Рабочий день поэта – 19 октября 1836 г и « Болдинская осень» 1830 г.

Как ни трудно складывались обстоятельства и август и сентябрь 1836 г. прошли у Пушкина под знаком высокого творческого подъема. В сентябре он работал над беловой редакцией "Капитанской дочки". В конце месяца поэт отослал собственноручно переписанную им первую часть романа цензору П. А. Корсакову. Корсаков, у которого была репутация одного из самых образованных и доброжелательных цензоров, прислал Пушкину ответ на следующий день. Это было в высшей степени любезное письмо. П. А. Корсаков сообщал, что он только что прочел новое произведение Пушкина и готов хоть сейчас подписать его к печати. Первый читатель пушкинского романа высказался о нем с неподдельным восхищением: "С каким наслаждением я прочел его! или нет; не просто прочел - проглотил его! Нетерпеливо жду последующих глав". 1 Это письмо было для поэта неожиданной радостью после всех злоключений с цензурой, которые ему пришлось пережить за этот год. Работу над беловым текстом романа Пушкин завершил три недели спустя. На последней странице рукописи он поставил дату: "19 окт. 1836". Так поэт отметил для себя 25-летие Лицея.
Рукописи Пушкина, помеченные этой датой, дают нам единственную в своем роде возможность увидеть, как работал поэт в ту осень.
19 октября Пушкин дописал заключительные страницы "Капитанской дочки". В этот же день он работал над стихотворением "Была пора: наш праздник молодой...". Приуроченное к лицейской годовщине, оно, как известно, осталось незавершенным. Днем Пушкин переписал набело те строфы, которые он успел закончить, с тем чтобы вечером прочесть их на встрече у М. Л. Яковлева.
Этой же датой помечено и известное письмо Пушкина к Чаадаеву, значение которого выходит далеко за пределы частной переписки. Оно было ответом на публикацию чаадаевского "Философического письма" в "Телескопе", вызвавшего как раз в те дни широкий общественный резонанс. Продолжая свой давний спор с Чаадаевым, Пушкин писал ему 19 октября: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться <...> Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя: как литератор - я раздражен, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал".
Но о современном положении России он высказался с глубокой горечью, "...это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости -а истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству, - писал Пушкин, - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, чтобы ваши [религиозные] исторические воззрения вам не повредили".
2

Когда через несколько дней разнеслись слухи о правительственных репрессиях, которые обрушились на Чаадаева и издателя "Телескопа", Пушкин решил свое письмо не отсылать. Он сделал на нем внизу приписку: "Ворон ворону глаза не выклюнет". Но поэт читал это письмо своим друзьям и знакомым, и оно получило широкое распространение в списках.

1. Белинский В. Г. Х VI , с. 162

2. Белинский В. Г. Х VI , с. 172. 173, 393

Рабочий день поэта 19 октября кончился рано. Около четырех часов дня Пушкин вышел из дому и направился к М. Л. Яковлеву на традиционную встречу лицеистов первого выпуска. Но этот короткий осенний день по размаху и значительности того, что поэт успел сделать, напоминает благословенные дни его самой плодоносной болдинской осени.

Именно в сентябре – ноябре 1830 года- в эту знаменитую «Болдинскую осень», изумительную по своей « детородности», как говорил сам поэт, - Пушкин вместе с тем совершил тяжкое дело: он сжег десятую главу « Онегина», а быть может, и еще что – либо, нам неизвестно. И не случайно это произошло именно 19 октября. В этот же день он составил свое последнее письмо к Чаадаеву, подводящее итого их многолетней и непростой связи (об этом я говорил выше). « Болдинской осенью» 1830 года не было обстановки преддорожной спешки: были другие крайне неприятные хлопоты. Но было и время уединенно сосредоточиться и подвести очередные жизненные итоги. 1 Но тогда сосредоточение на собственно лицейских воспоминаниях не состоялось. А вскоре внезапно умирает Дельвиг – ближайший из лицейских друзей. Быть может поэтому Пушкин и не присутствовал на празднике 1831 года. Но день этот не обойден молчанием, поэт напишет « Чем чаще празднует лицей». И вот Александр Сергеевич вновь возвращается, к тому, что еще не сказал, а каждый возврат – новый этап в нравственном и творческом движении.

1. Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975, с.70

    Историко-культурный комментарий к стихотворению « Была пора..»

Александр Сергеевич суеверно чтил день лицея и в разные годы отмечал по – разному, в зависимости от условий и душевного состояния. Пять стихотворных откликов на лицейские годовщины- ценнейшие вехи развития Пушкина- лирика. Эти стихи – следы, представляющие нам широту приятия поэтом жизни. Каждое стихотворение- это возврат в прошлое. Каждый возврат- новый этап в нравственном и творческом движении. Мне хочется перечислить их все: 1) 19 октября 1825 г (« Роняет лес багряный свой узор», 2) 19 октября 1827 г. («Бог помочь вам, друзья мои», 3) 19 октября 1828 г. четверостийшее (« Усердно помолившись богу»), 4) 19 октября 1831 г. (« Чем чаще празднует лицей») и 5) последнее возвращение 19 октября 1836 года- в последнем юбилейном послании « Была пора…»

Стихотворение А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…» было написано в 1836 году к 25-летней годовщине открытия Царскосельского лицея. Он был открыт 19 октября 1811 года в соответствии с указом императора Александра I, разработанным им при участии его сподвижника М.М. Сперанского. В лицей принимались мальчики 11–12 лет из дворянских семей для обучения различным наукам. Туда был отдан и юный Пушкин. Там поэт нашёл много товарищей, дружбу с которыми пронёс через всю свою жизнь: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Вольховский, Матюшкин и многие другие. С тех пор они собирались каждый год вместе праздновать “лицея день заветный” и вспомнить “чему, чему свидетели мы были”. А ведь было чему… В России исторический ХIХ век начался в ночь на 12 марта 1801 года убийством императора Павла I. При нём русско-французские отношения носили противоречивый характер - от полного разрыва к дружбе. Новый император Александр I сначала миролюбиво отнёсся к Наполеону, но убийство невинного герцога Энгиенского и принятие первым консулом титула императора в 1804 году стало причиной вступления России в антифранцузскую коалицию, куда ещё входила Англия и Австрия (“металися смущённые народы”). Результатом стало полное поражение союзных войск Наполеоном в 1805 году при Аустерлице. Бестолковость командования антифранцузской коалиции, постоянное вмешательство Александра в военные дела и превосходство французских сил привели к ряду неудачных сражений и проигранной русско-прусско-французской войне. В июне 1807 года на плоту в центре реки Неман недалеко от города Тильзит прошли переговоры между Наполеоном и Александром. По итогам этой встречи был подписан мир, карта Европы перекраивалась (“и высились, и падали цари”), Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии. Несмотря на видимое спокойствие началась сложнейшая дипломатическая игра, в которую входили не только переговоры дипломатов, но даже профессиональный шпионаж и тайная агентура. Шла не прекращавшаяся подготовка к войне, как с русской, так и с французской стороны. А в это время в присутствии императора преподаватель русского языка и литературы Куницын встречает первых лицеистов приветственной речью… 16 мая 1812 года Кутузов подписывает в Бухаресте мир с Турцией, ещё до начала войны нанося серьёзное дипломатическое поражение Наполеону, который подтягивает последние войска к границе. Через месяц многонациональная армия французского императора перешла Неман. “Гроза двенадцатого года” проснулась. “Вы помните: текла за ратью рать” - мимо лицея для участия в войне шли колонны русской гвардии. Как хотелось лицеистам быть с ними на полях сражений! Многие даже пытались бежать; хотел уйти и Пушкин - не пустили. Наполеон проиграл. Он так и не смог понять “великого народа”, не понял, почему эти варвары не сдались, почему не приняли его обещание отменить крепостное право (а он бы это сделал) и как эти почти безоружные крестьяне могли нанести такой урон его армии. Он отправлял послов к Кутузову, писал письма Александру I; он требовал, требовал мира. Вместо позорной сдачи Руси (у Пушкина именно: Руси) Наполеон получил зарево Москвы, ледяную катастрофу - Березину, Лейпциг, взятие Парижа, отречение от престола, “Сто дней”, развязку при Ватерлоо и, наконец, второй Парижский мир.

Вы помните, как наш Агамемнон // Из пленного Парижа к нам примчался”. Так Пушкин пишет об императоре Александре I Благословенном. Это одна из самых загадочных фигур русской истории, “Агамемнон Европы” (Агамемнон - царь Микен, предводитель греков в Троянской войне), “Северный Сфинкс”, “Коронованный Гамлет”. Надо сказать, поэт относился к этому императору иронично (“Властитель слабый и лукавый, // Плешивый щёголь, враг труда”, “Я всех уйму с моим народом, - // Наш царь в конгрессе говорил”). Здесь же, спустя одиннадцать лет после его смерти, поэт отдаёт дань Александру I как человеку, бесспорно, одарённому и желавшему России счастья: “Как был велик, как был прекрасен он, // Народов друг, спаситель их свободы!”, “И нет его - и Русь оставил он, // Взнесенну им над миром изумлённым”.

На острове Святой Елены умер Наполеон, гений, погубивший столько жизней из-за самолюбия и патриотизма. Скончался в Таганроге Александр. “И новый царь, суровый и могучий” в лице Николая I вступил на престол. Декабристы, среди которых было много лицеистов, в Сибири; ужесточается цензура, создаётся тайная полиция - появляется зажатый человек николаевской эпохи. Романтизм и рыцарство уходят. Вечная драма. Вечный пафос истории. Истории, которую Пушкин очень хорошо чувствует. Стихотворение так и осталось недописанным - через три месяца поэта убьют.

    Идейное содержание стихотворения А. С. Пушкина « Была пора…» .

В этом стихотворении, одном из самых последних произведений Пушкина вообще, создававшемся тогда, когда черные тучи все безысходнее сгущались над ним, - поэт оглядывает грустным, почти прощальным взором и свою личную жизнь, и ту бурную эпоху войн и революций, свидетелем и участником которого было его поколение.

Для данного стихотворения Пушкин воспользовался размером и строфой своего стихотворения на 19 октября 1825года. Выдержано оно в жанре дружеского послания.

Грустью и унынием проникнуто это стихотворение. Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России – периода надежд и разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром- нет!- промчалась четверть века!

Постоянно повторяя слова «Вы помните…», поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось пережить друзьям за эти 25 лет.

Припомните, о други, с той поры.

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему,свидетели мы были!

В этом стихотворении нет столь любимых Пушкиным и столь в таком случае уместных картин осени (например в сравнении с первыми четырьмя стихотворениями, о которых я упоминал выше). Послание написано в городе человеком, захваченным повседневной городской суетой. Лирическая мысль этого последнего дара воспоминаниям лицейской юности не разливается вширь: напротив, она направлена в глубь пришедшего ощущения. Она не витает в осеннем просторе – она родилась в стенах еще только обживаемого кабинета на Мойке и оглашена в квартире старого товарища. Особенно примечательно это последнее послание не только соей предельной зрелостью поэтической культуры. Мысль добирается здесь до очень глубокого и единого по своей сути корня. Сходятся вместе, сплетаются мотивы и « непоколебимого» союза, товарищества и самих царскосельских впечатлений, и наконец, главное – темы Родины, военного подвига « грозы двенадцатого года», народного патриотизма. С возмужанием пушкинской народности, с все более конкретным представлением о народе и его истории происходит как бы « пряснение» самой лирической образной памяти.

Черта очень любопытная. Мальчик с завистью видел, как мимо его « сени наук» шли на страшный бой русские люди. Через два года в торжественной экзаменационной оде он вспомнил этих людей в облике величественного и отвлеченного « Росса», восставшего против надменного « Галла». А через пятнадцать лет в памяти, казалось бы, впечатлению суждено было сгладиться, утратить трепетную живость.

Спустя столько лет поэт вдруг видит взметенную « грозою» массу воинской рати, ощущает солдатский труд. И он упорно ищет более полных определений. 1

Мысль словно кружит вокруг чего- то единственно возможного, самого верного, даже самому Пушкину не совсем дающегося, для выражения сути расходившегося народного моря, исторической сути устойчивости русского человека. В этом стихотворении запечатлен новый подход зрелого поэта к явления жизни, его историзм.

    Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975,

    Дружба в стихотворении.

Нельзя не сказать о дружбе в этом стихотворении. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее В сущности, начало этого стихотворения – это обобщенный образ стихотворения «Пирующие студенты» (поэт написал его, когда ему было 15 лет), но написан он уже свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром… промчалась четверть века». Стихотворение, пронизанное рефреном «Вы помните…», восстанавливает для друзей историческую панораму века.


«Припомните, о други. С той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.»


Дружба в этом стихотворении – единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами. В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем смысле слова время - пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус». Подобная антитеза - противопоставление юности и зрелости - вполне традиционна. Она часто встречается и у других писателей. Начало третьей строфы - логическое продолжение предыдущих рассуждений. Герой печально говорит:


Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!


Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он?

В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное - мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, - о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников. Пушкин высоко и трагично размышляет о возможности преодоления смерти в дружбе. И, обращаясь к друзьям в своем последнем послании, он с мудрым пониманием говорит им:

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, -

Ужель один недвижим будет он.

Заключение

В стихотворении « Была пора…» поэт делает исторический обзор событий, свидетелем которых было его поколение: открытие Лицея, прощание с братьями, шедшими через Село на войну с Наполеоном, возвращение царя – победителя, его смерть. Поэт сопоставляет начало жизни и конец. Время беспощадно, оно все меняет: чувства, облик, историю, но не рушима верность редеющему год от года лицейскому братству. Его светлым мечтам и надеждам. Лицейское братство – это целая жизнь прожитая вместе людьми одного поколения, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования. Это душевная открытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов. Это верность в тяжелых жизненных испытаниях, это чувство поколения. Это ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти. Именно лицейское братство сумело сохранить единство перед лицом истории. К сожалению, Александр Сергеевич не завершил это стихотворение. Незавершенность этого стихотворения приобрела почти символический характер. Так же - в апогее своего развития – внезапно оборвалось и все пушкинское творчество. В этот осенний короткий рабочий день - 19 октября1836 года поэт успел сделать по размаху и значительности того, что успел, столько, сколько он сделал в благословенные дни его самой плодоносной болдинской осени.

Список используемой литературы

    Сквозников В. Лирика Пушкина, Москва « Художественная литература», 1975 г.

    Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция, Ленинград, « Наука»,

1986 г.

    Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. Интернет-ресурсы.

«Была пора» Александр Пушкин

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется.
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.

И как они переменили нас!
Недаром — нет! — промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека,-

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей,-
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа —
Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.

Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался.
Какой восторг тогда пред ним раздался!
Как был велик, как был прекрасен он,
Народов друг, спаситель их свободы!
Вы помните — как оживились вдруг
Сии сады, сии живые воды,
Где проводил он славный свой досуг.

И нет его — и Русь оставил он,
Взнесенну им над миром изумленным,
И на скале изгнанником забвенным,
Всему чужой, угас Наполеон.
И новый царь, суровый и могучий,
На рубеже Европы бодро стал,
И над землей сошлися новы тучи,
И ураган их. . . . . . . . . .

Анализ стихотворения Пушкина «Была пора»

Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», написанное в 1836 году, — одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено двадцатипятилетию со дня открытия Царскосельского лицея и выдержано в жанре дружеского послания. В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем смысле слова время — пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус». Подобная антитеза — противопоставление юности и зрелости — вполне традиционна. Она часто встречается и у других писателей.

Начало третьей строфы — логическое продолжение предыдущих рассуждений. Герой печально говорит:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!

Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но происходит неожиданный поворот: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!». Затем следует определение закона судьбы:
Вращается весь мир вкруг человека, —
Ужель один недвижим будет он?

В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное — мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, — о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников.

Согласно свидетельствам современников, стихотворение Пушкин декламировал на последней в своей жизни встрече лицеистов. При этом поэт так разволновался и расчувствовался, что даже не смог завершить чтение.