Прямые выплаты или зачетная система в рсв. Прямые выплаты фонда социального страхования

В регионах, которые входят в пилотный проект ФСС РФ, выплаты больничных, детских и иных пособий осуществляют напрямую территориальные отделения ФСС. Состав участников расширился - с 1 июля 2018 года в пилотном проекте по выплате пособий напрямую из Фонда принимают участие уже 39 субъектов РФ. Эксперты 1С рассказывают, как использовать возможности программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 для взаимодействия с ФСС, в том числе если компания использует электронные больничные листы.

Прямая выплата пособий из ФСС: нормативное регулирование

Новая система выплат пособий сотрудникам - напрямую из ФСС РФ - была запущена в 2011 году.

Особенности прямых выплат пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

Цель проекта «Прямые выплаты» - улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.

Перечисление пособия работникам напрямую Фондом обеспечивает гарантии работникам. Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки, независимо от финансового положения работодателя.

Что касается работы бухгалтеров, то, с одной стороны, в регионах-участниках проекта ФСС бухгалтеры не получают рисков фальсификации листков нетрудоспособности, не рассчитывают ту часть пособия, которую выплачивает ФСС напрямую сотруднику, не изыскивают средства для своевременных выплат. Работодатель должен только предоставить необходимые для расчета данные. С другой стороны, подготовка и отправка документов в ФСС не позволяет значительно снизить нагрузку бухгалтеров пилотных регионов. Да и расчет пособий производить по-прежнему необходимо, ведь часть пособия выплачивает работодатель.

Сейчас прямой порядок выплат пособий из ФСС уже .

Возможности программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 по взаимодействию с ФСС позволяют формировать и отправлять в Фонд все требуемые документы своевременно и без ошибок, в том числе если используется электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН).

Взаимодействие с ФСС в «1С:ЗУП 8» (ред. 3)

Для использования возможностей взаимодействия с ФСС в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 (1С:ЗУП 8) в настройках Реквизитов организации (меню Настройки ) на закладке Учетная политика и другие настройки по ссылке Учетная политика необходимо установить флаг и указать дату, начиная с которой Выплата пособий передана в ФСС (рис. 1).


Рис. 1. Настройка учетной политики

Если организации из региона пилотного проекта не передают выплату пособий в ФСС, то одновременно с флагом Подтверждаю, что организация зарегистрирована в регионе с прямой выплатой пособий через ФСС следует установить переключатель Пособие выплачивается страхователем .

Вступление регионов в проект ФСС по прямым выплатам традиционно происходит с 1 июля, но организация может «переехать» в регион с пилотным проектом в любое время.

Начиная с версии 3.1.5 в «1С:ЗУП 8» редакции 3 можно указать любую дату подключения к пилотному проекту или выбрать ее из предусмотренного общего списка.

Рабочее место для упрощения документооборота с ФСС по прямым выплатам

В программе «1С:ЗУП 8» реализованы все необходимые документы и отчеты для участников пилотного проекта ФСС по выплате пособий напрямую Фондом, в том числе:

  • заявления сотрудников,
  • реестры сведений и возможность их представления в электронном виде по актуальным форматами,
  • возможность формирования и печати на бумажном носителе.

Специализированное рабочее место для упрощения документооборота организации в рамках пилотного проекта ФСС предоставляется в меню Отчетность, справки - Пособия за счет ФСС (рис. 2).


Рис. 2. Рабочее место для взаимодействия с ФСС по прямым выплатам

По кнопке Создать больничный лист в программе открывается новый документ, который вдобавок к стандартным закладкам содержит закладку Пилотный проект ФСС (рис. 3).


Рис. 3. Документ «Больничный лист» для организации - участника пилотного проекта

Если организация участвует в проекте «Электронный лист нетрудоспособности», то эти данные больничного листа заполнятся с сервера ФСС автоматически по кнопке Получить данные из ФСС .

Что представляет собой система взаимодействия с ФСС по обмену ЭЛН и каким образом функциональность работает в программах 1С, читайте .

На закладке Пилотный проект ФСС по ссылке Заполнение данных необходимо внести дополнительные сведения, требуемые в реестре ЭЛН. Данные, которые уже есть в программе, подставляются автоматически.

В отделение ФСС необходимо передать заявление работника на выплату пособия. Его можно подготовить тут же по ссылке Ввести заявление сотрудника на выплату пособия .

Реестры заявлений формируются кнопкой Создать реестры . Сформированные реестры можно отправить в электронном виде в ФСС непосредственно из программы, воспользовавшись сервисом 1С-Отчетность .

Как работать с пособиями за счет ФСС в рамках пилотного проекта в «1С:ЗУП 8» ред.3

От редакции. 26 июля в 1С:Лектории состоялась лекция «Оплата нетрудоспособности и другие пособия за счет ФСС в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8" (ред. 3)» с участием И. В. Успенской (Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ) и экспертов 1С. И.В. Успенская рассказала о правилах расчета и выплаты пособий по нетрудоспособности, об условиях, при которых можно назначить выплаты, об особенностях расчета пособий в связи с изменениями МРОТ с 01.05.2018. Эксперты 1С продемонстрировали, как оплачивать нетрудоспособность и другие пособия за счет ФСС, подсчитывать стаж в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3), а также рассказали об электронных больничных и прямых выплатах ФСС в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3).

С видеозаписью лекции можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС

Необходимость формирования и передачи налоговым инспекторам расчета по страховым взносам 2018 является обязанностью тех компаний и предпринимателей, которые признаны страхователями. Введенный в российскую практику сравнительно недавно, единый расчет по страховым взносам 2018 по сей день вызывает немало сложностей у работников бухгалтерии. Рассмотрим в данной статье что представляет собой отчет «Расчет страховых взносов» в 2018 году, каким образом формируется его уточненный вариант, а также сроки и порядок сдачи налогового отчета в уполномоченные инстанции.

Что представляет собой расчет страховых взносов в 2018 году

В октябре 2016 года приказом ФНС России (№ММВ-7-11/551) был утвержден новый отчет, который по сути заменил, представляемые ранее отчеты в области страхования. С этого времени администрирование страховых взносов, за исключением взносов на травматизм, которые по-прежнему передаются в Фонд социального страхования, осуществляют органы налогового контроля.

Что касается всех иных аспектов исчисления и уплаты страхвзносов, то начиная с 2017 года, они сконцентрированы в руках ФНС.

Расчет страховых взносов в ФНС 2018 является документом, который объединил в себе информацию об обязательном, пенсионном и социальном страховании.

Структуру данного документа можно представить в виде трех разделов, каждый из которых отражает определенную информацию.

Так, 1-й Раздел используется для раскрытия сведений об исчисленной величине страхвзносов по различным основаниям. Множество приложений позволяет структурировать представляемые данные.

2-й раздел может использован только компаниями или предпринимателями, основная деятельность которых связана с сельским хозяйством, то есть применяется только фирмами-сельхозпроизводителями. Соответственно, к категории обязательных для заполнения элементов налогового отчета этот раздел не относится.

Что касается расчета по страховым взносам 2018 раздела 3, он используется как источник сведений о персонифицированном учете в отношении каждого отдельного работника организации.

Нередко возникает вопрос о том, в каком разделе необходимо отразить информацию о работнике, который находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. В расчете по страховым взносам 2018 Приложение 3 1-го Раздела предназначается именно для этой цели.

Кто сдает расчет по страховым взносам 2018

В соответствии с инструкцией по заполнению расчета по страхвзносам, утвержденной рассмотренным выше приказом ФНС, предоставлять в уполномоченные органы указанный документ необходимо компаниям и бизнесменом, которые имеют в штате работников, осуществляющих свою деятельность на основании подписанных трудовых контрактов. Таким образом, необходимость формирования нового налогового отчета не привязана к правовому статусу работодателя.

В связи с тем, что расчет по страхвзносам составляется нарастающим итогом с начала календарного года. Соответственно, если даже работодатель распрощался со всеми своими работниками в течение отчетного периода, необходимость составлять отчетный документ присутствует у компании или предпринимателя до конца года.

Куда сдавать расчет по страховым взносам 2018

Органом, ответственным за прием налогового документа по страхвзносам, является Федеральная налоговая служба. Организации должны передать расчет в территориальный ФНС по месту своей регистрации. Что касается индивидуальных предпринимателей, им следует отчитаться в органы налогового контроля по месту жительства.

Расчет по страховым взносам 2018: срок сдачи

Отчет «Расчет по страховым взносам» 2018 относится к категории квартальных отчетов. Это означает, что по окончании каждого квартала страхователи должны сформировать, проверить и передать единый расчет страховых взносов в 2018 году.

Расчет по страховым взносам 2018 – сроки предоставления в инспекцию устанавливаются в пределах 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Соответственно, расчет по страховым взносам 1 квартал 2018 должен быть передан налоговикам до 30 апреля 2018 года. Отчет за полугодие предоставляется в ФНС до 30 июля 2018, за девять месяцев – не позднее 30 октября, а отчитаться за 2018 год необходимо до 30 января 2019 года.

Скачать единый расчет по страховым взносам 2018 можно по представленной ссылке:

Корректировка расчета по страховым взносам 2018

Налоговые работники допускают возможность корректировать уже сданные налоговые отчеты путем предоставления уточненного расчета по страховым взносам 2018. Во вновь сформированном документе потребуется отразить порядковый номер произведенной корректировки, а также зафиксировать верную информацию по строкам расчета по страхвзносам.

Соответственно, корректирующий расчет по страховым взносам 2018 должен предоставляться в порядке, аналогичном сдаче первоначального варианта документа.

Расчет по страховым взносам обособленного подразделения 2018

Немало вопросов в среде работников бухгалтерии возникает в том случае, если у компании имеются обособленные подразделения. При наличии подразделений уплата страхвзносов и предоставление налоговой отчетности должно осуществляться по месту непосредственной выплаты доходов в пользу физических лиц, то есть по месту нахождения обособленного подразделения.

Расчет страховых взносов ИП в 2018 году

Индивидуальные предприниматели должны производить расчет и уплату страховых взносов за себя даже в том случае, если они не имеют ни одного наемного сотрудника. При расчете потребуется ориентироваться на действующую величину МРОТ. Однако в текущем году взносы для предпринимателей установлены в фиксированном размере. Соответственно, МРОТ для расчета страховых взносов ИП 2018 не применяется.

Что касается необходимости в этом случае формировать ЕРСВ, то этого не требуется, так как в расчете информация об уплаченных взносах за предпринимателя не отражаются.

Дивиденды в расчете по страховым взносам 2018

Немало вопросов возникает о том, нужно ли отражать выплаченные дивиденды в расчете страховых взносов в 2018 году (сроки были рассмотрены выше). В качестве необлагаемых доходов дивиденды в ЕРСВ не включаются. Соответственно, если персоналу были выплачены только дивиденды, то в графах отчета необходимо поставить прочерки. В том же случае, если дивиденды входили в число иных выплат за период, отражать доходы необходимо в обычном порядке.

Контрольные соотношения расчета по страховым взносам 2018

Для того чтобы сдать корректный отчет в налоговую инспекцию, перед подачей следует произвести проверку на основании контрольных соотношений расчета. В этом случае страхователям необходимо ориентироваться на приказы ФНС №БС-4-11/4371, БС-4-11/12678.

Вопросы, связанные с заполнением формы

Рассмотрим, какие вопросы могут возникнуть у страхователя при заполнении формы:

  1. Какой код тарифа необходимо отразить в документе? В расчете по страховым взносам 2018 код тарифа зависит от того, какой налоговый режим применяет страхователь: 01 – ОСНО, 52 – УСН, 53 – ЕНВД.
  2. Как заполнить графу признак выплат? В расчете по страховым взносам 2018 признак выплат предполагает два возможных варианта: 1 – прямые выплаты, 2 – зачетные выплаты. Прямые выплаты означают, что пособия будут выплачены сотруднику за счет средств внебюджетного фонда напрямую, миную работодателя. Однако на практике прямые выплаты относятся к пилотному проекту ФНС и актуальны не для всех регионов. Зачетная система предполагает, что выплата пособий возлагается на компании, которым позднее фонд возместит понесенные расходы.

Расчет страховых взносов в 2018 году – калькулятор взносов представлен в различных Интернет-ресурсах – является одним из важнейших налоговых отчетов в системе расчета и уплаты страховых взносов.

Памятку по порядку заполнения Расчета по страховым взносам выпустили налоговики Карелии.

После проверки расчетов за 1 квартал 2017 года инспекторы столкнулись с большим количеством ошибок, поэтому решили помочь плательщикам взносов избежать их повторения в будущем. Предлагаем вам ознакомиться с памяткой, даже если вы работаете не в Карелии. Может это поможет и вам при подготовке расчета.

Памятка по порядку заполнения Расчета по страховым взносам (форма по КНД 1151111)

Порядок заполнения расчета утвержден Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» (далее - Порядок).

Титульный лист

В поле «КПП» для российской организации указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе. Для обособленного подразделения российской организации, наделенного полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, указывается КПП в соответствии с уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Поле «По месту нахождения (учета) (код)» заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении № 4 к Порядку, в частности:

«120» - по месту жительства индивидуального предпринимателя,

«214» - по месту нахождения российской организации,

«222» - по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения.

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется расчет.

Поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД2» заполняется согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), действующему с 01.01.2017 года.

Раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов"

По строке 010 в обязательном порядке отражается код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013. При заполнении поля «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата страховых взносов.

Суммы страховых взносов, подлежащих уплате, должны соответствовать суммам исчисленных страховых взносов, указанных в соответствующих Приложениях к Разделу 1.

По строкам 120 (121-123) отражаются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетный (отчетный) период.

Не допускается одновременное заполнение строки 110 и строки 120, строки 111 и строки 121, строки 112 и строки 122, строки 113 и строки 123.

Приложение N 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование" к разделу 1 расчета

При заполнении строки 001 в обязательном порядке указывается код тарифа, применяемый плательщиком согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.

По строке 010 указывается общее количество застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования (Подразделы 1.1 и 1.2). Общее количество застрахованных лиц должно соответствовать количеству представляемых Разделов 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета.

По строке 020 отражается количество физических лиц, с выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы (Подразделы 1.1 и 1.2).

Сведения о совокупной сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физических лиц в целом по плательщику страховых взносов, указанные в Приложениях Раздела 1, должны соответствовать сведениям о сумме выплат и иных вознаграждений по каждому застрахованному лицу за аналогичный период, указанные в Разделе 3 Подраздел 3.2.

Приложение N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета

В поле 001 указывается признак выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Признак со значением «1» может быть указан в Расчете лишь в тех регионах РФ, где действует пилотный проект, реализуемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011г. № 294.

Республика Карелия присоединяется к данному проекту с 01.07.2019 года. До наступления этой даты признак выплат в расчете указывается со значением «2» - зачетная система выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС России застрахованному лицу.

По строке 090 приложения 2 указываются суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, либо суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством над исчисленными страховыми взносами по данному виду страхования с отражением соответствующего признака:

«1» - если указанные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат уплате в бюджет ,

«2» - если указываются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По строке 070 приложения 2 отражаются суммы произведенных расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода и за последние три месяца.

По строке 080 приложения 2 отражаются суммы возмещенных территориальными органами ФСС России расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода и за последние три месяца.

Суммы расходов, возмещенные территориальными органами ФСС России за отчетные периоды до 2017 года, в расчете не отражаются.

Приложение N 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ" к разделу 1 расчета

Данное Приложение является расшифровкой произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и в случае указания данных в строке 070 «Произведено расходов на выплату страхового обеспечения» Приложения 2 к разделу 1 обязательно для заполнения .

Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах"

Подраздел 3.1 Раздела 3 расчета заполняется на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, с которыми заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры, в том числе на сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, на работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет или в отпуске без сохранения заработной платы, даже если в течение отчетного периода в их пользу не было никаких выплат.

По застрахованным лицам, в пользу которых не производились выплаты и иные вознаграждения, за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, Подраздел 3.2 Раздела 3 не заполняется.

При подаче уточненного расчета в строке 010 Раздела 3 «Номер корректировки» обязательно указывается номер корректировки (например, «1--«, «2--« и так далее).

В графе 200 указывается код категории застрахованного лица в соответствии с кодами категории согласно приложению N 8 к настоящему Порядку, в частности:

НР - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы.

Для корректного отражения данных по застрахованному лицу обязателен к заполнению «Признак застрахованного лица в системе»:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • обязательного социального страхования.
- Напоминаем, что при уточнении Раздела 3 в него включаются сведения о тех застрахованных лицах, в отношении которых производятся изменения (дополнения), с указанием порядкового номера физического лица из первичного расчета.

Плательщики страховых взносов вправе самостоятельно определять порядковый номер сведений. Нумерация сведений осуществляется в порядке возрастания в целом по организации. Не является ошибкой, если налогоплательщик воспользуется уникальным учетным номером, присвоенным учетной системой налогоплательщика, например табельным номером.

Проводимые в настоящее время , основываются не только на соображениях экономии бюджетных средств и переходе на . Уже не первый год в стране совершенствуется система выплаты , в том числе - семьям с детьми.

Пособия по временной нетрудоспособности, материнству и детству граждане смогут получать не у работодателя, как ранее, а - Фонда социального страхования . В частности, с 1 июля 2015 года к этому проекту подключились Самарская, Белгородская, Ростовская области, а также республика Татарстан.

Относительно детских и материнских выплат это применимо к нескольким видам пособий:

  • в медучреждение на ранних сроках беременности;
  • до достижения им 1.5 лет;
  • компенсация четырех дополнительных дней отпуска родителю, который .

Средства будут перечисляться на банковский счет получателя либо пересылаться почтовым переводом - по выбору лица, за которого работодатель уплачивает социальные страховые взносы.

Оговаривается также срок начисления денег:

  • в течение 10 календарных дней после мотивированного обращения в ФСС с заявлением и предоставлением нужного пакета документов - при назначении единовременной выплаты и первой из ежемесячных;
  • с 1 по 15 число каждого месяца - при последующих ежемесячных выплатах.

Текущий принцип начисления и выплаты социальных пособий Российская Федерация унаследовала от системы СССР, и сейчас он уже не соответствуют современным экономическим реалиям .

В настоящее время в большинстве регионов, не участвующих в «пилотном проекте» , действует традиционная зачетная система , когда предприятие перечисляет в ФСС разницу между начисленными суммами обязательных страховых взносов и фактически выплаченными пособиями по месту работы.

ФСС считает, что такой принцип не очень удобен для получателей пособий, гарантированных государством. Их права могут быть нарушены , если:

  • предприятие перестает функционировать по причине банкротства;
  • не имеет достаточно денег на счетах для выплаты (это случается в небольших организациях, если одновременно несколько женщин);
  • руководитель скрывается от закона, его местонахождение не установлено;
  • по каким-либо причинам предприятие отказывается выплачивать пособие;
  • есть судебное решение о взыскании задержанных денег с работодателя, но у последнего недостаточно имущества, с продажи которого можно выплатить долг.

По прогнозам, новая система прямых выплат через ФСС защитит права застрахованного лица в случае, когда его работодатель будет не в состоянии выплатить ему положенные в качестве пособия деньги либо не захочет этого делать по иным причинам.

До введения прямых выплат добиться задержанных детских и материнских пособий можно было только через суд , что является трудоемким и изматывающим процессом.

Преимущества новой системы

Планируется, что такой способ перечислений и выплат будет удобен и выгоден всем участникам процесса. В частности, для облегчения последующей работы сотрудников ФСС был разработан новый , предусматривающий возможность его электронного заполнения и считывания информации с помощью сканера.

После реализации проекта для предприятий изменится принцип уплаты страховых взносов . Организация должна будет перечислять на счет ФСС полную сумму страховой выплаты. А ее расчет, наоборот, с плеч предприятия теперь перекладывается на отделения Фонда соцстраха.

Сумма страховых выплат в виде предусматриваемых законом пособий будет определяться исходя из среднего заработка получателя и его стажа , данные о которых предприятие также подает в органы ФСС.

Получатели и материнству при этом получат такие преимущества :

  • 100%-ная правильность начисления выплаты;
  • независимость получения денег от состояния счетов работодателя и его текущего экономического состояния как юридического лица;
  • возможность выбора удобного варианта получения пособий - на банковский счет или через отделения Почты России;
  • минимизация конфликтных ситуаций с работодателем;
  • гарантированное получение положенного пособия.

Чтобы оформить прямые выплаты на детей, по беременности и материнству заявитель должен обратиться с по месту регистрации предприятия-работодателя.

Реформа страховых социальных выплат затронет все регионы

Реформирование системы соцстрахования - большой и длительный проект. Он был запущен по инициативе ФСС и поддержан Министерством здравоохранения и соцразвития РФ. Реформа не сможет одномоментно внедриться во всех регионах сразу из-за необходимости подготовки кадров и введения новой системы приема и обработки данных от предприятий о застрахованных лицах.

Перечисленные выше субъекты федерации были не первыми, на территории которых происходила апробация проекта. Ранее, еще в 2011 году новый способ перечислений был введен в Карачаево-Черкессии и Нижегородской области, а в 2012 - еще в пяти областях (Тамбовской, Астраханской, Новгородской, Курганской и Новосибирской) и Хабаровском крае.

Как известно, в случае болезни работника больничное пособие выплачивается ему частично за счет средств работодателя (за первые три дня болезни), а частично - за счет средств ФСС (пп. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). А некоторые пособия выплачиваются полностью за счет средств Фонда (например, пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое в связи с уходом за заболевшим членом семьи). Причем, по общему правилу, всю сумму пособия работник получает от работодателя. Но в регионах, участвующих в пилотном проекте ФСС, все иначе.

ФСС: пилотный проект (прямые выплаты)

В регионах - участниках пилотного проекта свою часть пособия в случае болезни работника работодатель выплачивает сам, а остальную часть — непосредственно ФСС. Если же речь идет о пособиях, которые полностью оплачиваются за счет средств Соцстраха, то его в полном объеме работник получает от Фонда.

Чтобы получить пособие из ФСС, работник должен представить работодателю заполненное заявление (Приложение № 1 к Приказу ФСС от 24.11.2017 N 578) с приложением определенного комплекта документов (п. 2 Положения , утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение)). Состав пакета документов, прилагаемых к заявлению, зависит от того, какое конкретно пособие должно быть выплачено работнику. Перечни необходимых документов можно найти в Федеральных законах от 29.12.2006 N 255-ФЗ и от 19.05.1995 N 81-ФЗ .

Работодатель не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления и документов от работника должен передать их в свое отделение ФСС вместе с описью (п. 3 Положения , Приложение № 2 к Приказу ФСС от 24.11.2017 N 578). Важно иметь в виду, что работодатели, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, вместо комплекта документов (заявление, документы, опись) представляют электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты конкретного пособия (п. 4 Положения). Отметим, что реестры предусмотрены для пяти видов пособий (Приказ ФСС от 15.06.2012 N 223):

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Кстати, работодатели, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе вместо документов подать в ФСС электронный реестр.

По общему правилу у отделения ФСС есть 10 календарных дней на принятие решение и выплату пособия после получения от работодателя документов/реестра (п. 8, 9 Положения). Деньги перечисляются Фондом на банковский счет работника, указанный в заявлении/реестре, или же работник сможет получить свое пособие почтовым переводом.

Подробнее о порядке назначения и выплаты пособий в регионах - участниках пилотного проекта, вы можете прочитать в вышеназванном Положении.

Пилотный проект ФСС: какие регионы участвуют

До 01.01.2017 участниками проекта по прямым выплатам являлись 33 региона (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294):

  • Карачаево-Черкесская Республика;
  • Нижегородская область;
  • Астраханская область;
  • Курганская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Тамбовская область;
  • Хабаровский край;
  • Республика Крым;
  • г. Севастополь;
  • Республика Татарстан;
  • Белгородская область;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Республика Мордовия;
  • Брянская область;
  • Калининградская область;
  • Калужская область;
  • Липецкая область;
  • Ульяновская область;
  • Республика Адыгея;
  • Республика Алтай;
  • Республика Бурятия;
  • Республика Калмыкия;
  • Алтайский край;
  • Приморский край;
  • Амурская область;
  • Вологодская область;
  • Магаданская область;
  • Омская область;
  • Орловская область;
  • Томская область;
  • Еврейская автономная область.

С 1 июля к пилотному проекту присоединились еще 6 регионов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 619):

  • Кабардино-Балкарская Республика;
  • Республика Карелия;
  • Республика Северная Осетия-Алания;
  • Республика Тыва;
  • Костромская область;
  • Курская область.

И это несмотря на то, что состав участников проекта больше расширять не планировали.

Пилотный проект ФСС в 2018 году: изменения

Помимо увеличения числа участников проекта, было принято решение о том, что действовать он будет до 2020 года включительно (ранее планировалось завершить проект 31.12.2019).