Масло трансмиссионное тад 17 гост 23652 79. Трансмиссионное масло

5.1. Пробы масел отбирают по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы масла каждой марки - 2дм 3 .

5.2. При испытании на коррозию на медных пластинках масла марки ТСп-10 допускается покраснение, включая оттенки от желтого до малинового цвета. Появление на пластинках зеленых, коричнево-черных и серо-стальных пятен и налетов является браковочным признаком. При испытании масла марки ТСп-14 гип наличие на медных пластинках очагов (пятен) потемнения и цветов побежалости браковочным признаком не служит (при общей площади потемнения не более 50 %); не допускаются пятна и налеты черного цвета.
Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марки М1к по ГОСТ 859 и стали марок 40, 45 или 50 по ГОСТ 1050.

5.3. При определении зольности масла марки ТЭп-15 остаток прокаливают при (850 ± 50) °С.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.4. Определение термоокислительной стабильности

5.4.1. Метод определения термоокислительной стабильности на шестеренной машине.
Сущность метода заключается в окислении масла при повышенной температуре в течение 50 ч и последующем определении увеличения вязкости окисленного масла и содержания в нем веществ, нерастворимых в петролейном эфире или бензине.

5.4.1.1. Аппаратура и материалы
Термоокислительная машина в следующем комплекте:
коробка передач из нержавеющей стали с парой шестерен, изготовленных по чертежам ВАЗ;
подогреватель воздуха, состоящий из двух изолированных элементов по 2 А каждый;
система контроля и регулирования температуры, состоящая из двух термопар и двух потенциометров;
генератор тока, обеспечивающий нагрузку на шестерни, мощностью 128 Вт;
электродвигатель мощностью 0,75 - 1 кВт с частотой вращения 1410 мин -1 ;
ротаметр для измерения расхода воздуха.
Пластинка-катализатор размером 50 х 24 х 2 мм из меди марки М1к по ГОСТ 859.
Кюветы пластмассовые или стаканчики центрифуги вместимостью 100 см 3 .
Щетка капроновая (нейлоновая).
Бензин Б-70.
Петролейный эфир марки 70-100.

5.4.1.2. Подготовка к испытанию
Тщательно очищают щеткой стенки и все детали коробки (кроме шестерен и подшипников), промывают их бензином Б-70 и высушивают. Осматривают шестерни и подшипник на отсутствие повреждений, промывают их бензином Б-70, а затем петролейным эфиром и просушивают. Шлифуют грани медной пластинки, затем промывают ее, высушивают и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г. Устанавливают подшипники, шестерни и пластинку-катализатор в коробку. Закрывают коробку и через входную трубку заливают 120 см 3 испытуемого масла.

5.4.1.3. Проведение испытания
Отмечают время и включают электродвигатель. Устанавливают выходную мощность генератора 128 Вт и скорость подачи воздуха 1 дм 3 /ч. Подогревают масло до 155 °С и поддерживают температуру с точностью ± 1 °С. После 30 мин работы машины отбирают пробу масла (2 см 3) и определяют кинематическую вязкость при 50 °С (ГОСТ 33). Затем пробы масел для определения вязкости отбирают через каждые 10 ч работы машины. По окончании 50 ч испытания машину останавливают, масло сливают в чистую колбу или стакан и определяют вязкость при 50 °С и количество веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине (раздельно), по ГОСТ 6370. Извлекают шестерни и медную пластинку, осматривают их и описывают состояние частей и деталей коробки, шестерен подшипников и медной пластинки. Удаляют отложения с пластинки-катализатора и взвешивают ее для определения активности масла по отношению к меди.

Описание:

Трансмиссионное масло ТСП-15к (ТМ-3-18) - это всесезонное универсальное минеральное трансмиссионное масло , изготовляемое на минеральной основе из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержащее противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки. Работоспособно длительно при температурах -20...+130 °С.

Масло ТСП-15к применяется всесезонно, единое масло для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ, КрАЗ, Урал и других грузовых автомобилей в тех случаях, когда масло должно соответсвовать API GL-3 и вязкости SAE 90W . Масло предназначено для всесезонной эксплуатации техники в районах с умеренным климатом при температуре до -25 °С.

ТСП-15к по классу вязкoсти и степени напряженности эксплуатации аналогичен маркировкам ТМ-3 и ТМ-3-18 , которые расшифровываются как:
«ТМ» – трансмиссионное масло;
«3» – номер эксплуат. группы;
«18» – вязкость при +100 °С.
«Т» – трансмиссионное масло;
«C» – масло изготовлено из нефти со средним содержанием серы;
«П» – масло содержит присадки;
«15» – фактическое значение вязкости при +100 °С; «к» – масло содержит улучшенный пакет присадок.

Масло ТСП 15к работоспособно длительное время в широком диапазоне температур: -25...+130°С. Период между заменами этой марки масла, зависит от конструктивных особенностей трансмиссии, режима эксплуатации транспортного средства и может колебаться в пределах от 36.000 и до 72.000 км. Согласно API GL-3 отвечает таким стандартам и нормам производителей, как: Mobilubе GX 90 BP, SpiraxЕP 90W Mobil, Shell, Gear oil EP SAЕ 90 Esso и др.

Спецификации:

Основные преимущества масла ТСП 15к :

  • надежная эксплуатация в районах с умеренным климатом узлов трансмиссий в условиях средних и повышенных нагрузок;
  • стабильность свойств масла при длительной эксплуатации;
  • высокая химическая и терммоокислительная стабильность;
  • высокие антикоррозионные и антипенные свойства;
  • увеличенный срок службы масла при сохранении эксплуатационных свойств.

Применение:

Масло C.N.R.G. ТСП-15к прекрасно показало себя в качестве основного трансмиссионного масла на транспортных средствах Муниципального бюджетного учреждения «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление», которое отвечает за безопасность дорожного движения в городе Калуга. Оно имеет в совем парке до 100 единиц специальной техники: грузовые и легковые автомобили, автобусы, специальную дорожную и коммунальную технику, катки, асфальтоукладчики, уборочную технику, тракторы и грейдеры российского и зарубежного производства (ГАЗ, ВАЗ, МАЗ, УАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, Lada, Toyota, Bucher, Broddway, TARSUS, Vogele, HAMM и др.). .

МБУ «СМЭУ» на 20% сократила эксплуатационные расходы на содержание техники за счет снижения цены масел. По результатам эксплуатации специалисты компании предоставили отзыв, с которым вы можете ознакомиться по ссылке ().

Требования:
ГОСТ 23652-79 (с изм. 1-9)

МаслоТСП-15к соответствует типовым характеристикам, представленным в таблице.

Масла ТАП-15В, ТАД-17и, ТСп-10, ТСп-15К, ТСп-14гип ГОСТ 23652-79
ТАп-15В
— Предназначено для смазывания трансмиссий грузовых автомобилей, строительно-дорожной техники и редукторов (прямозубых, спиральноконических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла 130°С ). В средней климатической зоне используется всесезонно при температуре до минус 25°С.
- Масло предназначено для смазывания всех типов передач (в том числе гипоидных) автомобилей и другой мобильной техники. Всесезонное, работоспособно при температуре до минус 30°С . Верхний предел длительной работоспособности 140°С.
ТЭп-15 - Применяется для смазки цилиндрических, конических и спирально-конических передач. Масло всесезонное, работоспособно при температуре до минус 23°С.

Наименование показателя ТАп-15В ТЭп-15
Соответствие классификациям SAE ( API ) 90( GL-3) 85 W -90
(GL-5)
90
(GL-2)
- при 50°С
- при 100°С

-
15,0 ± 1,0

110 – 120
не менее 17,5

-
15,0±1
Индекс вязкости, не менее 100 -
- при 120°С (пластинкииз меди), баллы, не более
Выдерживает
-

-
Выдерживает
Температура, °С:
- застывания, не выше

185
−20

200
−25

185
−18
- нагрузка критическая, Н, не менее
- индекс задира, Н, не менее
-

3283
490


3687
568
0,40

-
-
0,55
ГОСТ 23652-79
ТСп-10 - Применяется для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-110 °С. Масло зимнее, работоспособно при температуре до минус 45°С.
ТСп-15К - Всесезонное трансмиссионное масло для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ. Работоспособно при температуре до минус 30°С.
ТСп-14гип - Применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей. Масло всесезонное, работоспособно при температуре до минус 30°С.
Наименование показателя ТСп-10 ТСп-15К ТСп-14гип
Соответствие классификациям SAE ( API ) 80( GL-3) 90 (GL- 3 ) 90 (GL- 5 )
Вязкость кинематическая, мм²/с:
-
при 100°С, не менее

10,0

15,0±1

14,0
Индекс вязкости, не менее 90 85
Испытание на коррозию в течение 3 ч:
- при 100°С (пластинки из стали и меди)
-
при 120°С (пластинкииз меди), баллы, не более

Выдерживает
-

-

Выдерживает
-
Температура, °С:
-
-
застывания, не выше

128
−40

191
−25

215
−25
Трибологические характеристики на ЧШМпри (20±5)°С:
- нагрузка сваривания, Н, не менее
-
индекс задира, Н, не менее
-
показатель износа (392 Н), мм, не более

3479
470

3479
539
0,50

3920

588
-
ТУ У 23.2-36451680-153:2010
Агринол ТАп-15В - Предназначено для смазывания трансмиссий грузовых автомобилей, строительно-дорожной техники и редукторов (прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла 130°С ). В средней климатической зоне используется всесезонно.
Агринол ТАД-17и - Масло предназначено для смазывания всех типов передач (в том числе гипоидных) автомобилей и другой мобильной техники. Всесезонное. Верхний предел длительной работоспособности 140°С . Агринол ТСзп-8 предназначено для применения всесезонно в северных районах и в зимний период в средних климатических зонах, для смазки агрегатов трансмиссий, которые имеют планетарные редукторы коробок передач и некоторых других систем гидроуправления мобильных транспортных средств.
Наименование показателя Агринол
ТАп-15В
Агринол
Агринол
ТСзп-8
Соответствие классификациям SAE
( API )
90
(
GL-3)
80 W -90
(GL-5)
8 0W
(GL- 3 )
Вязкость кинематическая при 100°С , мм² /с, не менее 15,0 ± 1,0 18,0 7 ,5 – 8,5
Индекс вязкости, не менее 60 100 140
0,7 1,0 1,0
Выдерживает
Температура, °С:
· вспышки в открытом тигле, не ниже
· застывания, не выше
185
−12
200
−15
163
−40
Трибологические характеристики на ЧШМ при (20±5)°С:
· показатель износа (392 Н), мм, не более
2930
3687
0,40
245
0
0,5

ТУ У 23.2-36451680-153:2010

Агринол ТСп-10 - Применяется для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 110 °С . Как зимняя марка. Агринол ТСп-15К - Всесезонное трансмиссионное масло для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) .
Агринол ТСп-14гип - Применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей. Масло всесезонное.
Наименование показателя Агринол ТСп-10 Агринол ТСп-15К Агринол ТСп-14гип
Соответствие классификациям SAE ( API ) 80 W (GL-3) 90 (GL- 3 ) 90 (GL- 5 )
Вязкость кинематическая при 100°С, мм² /с, не менее 10,0 15,0±1 14,0
Индекс вязкости, не менее 90 85
Коррозионное воздействие на металлы Выдерживает
Массовая доля серы, %, не менее 1 , 0
Температура, °С:
· вспышки в открытом тигле, не ниже
· застывания, не выше
128
− 3 0
191
−15
215
−15
Трибологические характеристики на ЧШМпри (20±5)°С:
· показатель износа (392 Н), мм, не более
3 087

3087
0,50

3479
-

ГОСТ 23652-79

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Дата введения 01.01.81

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания агрегатов трансмиссий (автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин) и зубчатых редукторов.

Стандарт не распространяется на загущенные трансмиссионные масла.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. и разд. , .

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 8).

1. МАРКИ

В зависимости от вязкости, области применения и состава устанавливаются следующие марки трансмиссионных масел:

ТЭп-15 - изготовляемое на основе экстрактов остаточного и дистиллятного масел с противоизносной и депрессорной присадками и применяемое для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач;

ТСп-10 - изготовляемое путем смешения деасфальтизата эмбенских нефтей с маловязким низкозастывающим дистиллятным компонентом, содержащее противозадирную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;

ТАп-15В - изготовляемое из смеси экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафина, содержащее противозадирную и депрессорную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;

ТСп-15К - изготовляемое из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержащее противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ;

ТСп-14 гип - изготовляемое из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей, содержащее противозадирную, антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для гипоидных передач грузовых автомобилей;

ТАД-17и - универсальное, изготовляемое на минеральной основе, содержащее многофункциональную серофосфоросодержащую, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания цилиндрических, конических, червячных, спирально-конических и гипоидных передач автомобилей ВАЗ и другой техники.

Соответствие установленных стандартом марок масел ранее принятым ГОСТ 17479.2 и маркам масел по зарубежным классификациям, а также температурные области применения масел приведены в приложениях и .

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 3, 5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Трансмиссионные масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов масел, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям трансмиссионные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование
показателя

Норма для марки

Метод
испытания

ТЭп-15

ОКП 02 5362 0100

ТСп-10

ОКП 02 5363 0100

ТСп-15К

ОКП 02 5363 0300

ТАп-15В

ОКП 02 5363 0200

ТСп-14 гип ОКП 02 5363 0400

ТАД-17и

ОКП 02 5364 0600

1. Плотность при 20 °С, г/см 3 , не более

0,950

0,915

0,910

0,930

0,910

0,907

2. Вязкость кинематическая, мм 2 /с (сСт):

при 100 °С

15,0 ± 1

15,0 ± 1

не менее

10,0

15,0 ± 1

14,0

17,5

при 50 °С

110 - 120

3. Вязкость динамическая, Пас (П), не более, при температуре:

6. Температура застывания, °С, не выше

7. Массовая доля механических примесей, %, не более

0,03

0,02

0,01

0,03

0,01

Отсутствие

11. Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более

12. Массовая доля активных элементов за счет присадок, %, не менее:

фосфора

0,06

хлора

серы

Не более 3,0

Не нормируется. Определение обязательно

1,9 - 2,3

13. Термоокислительная стабильность, %, не более:

увеличение вязкости при 50 °С

осадок в петролейном эфире

осадок в бензине

б) на приборе типа ДК-НАМИ при 140 °С в течение 20 ч:

увеличение вязкости при 100 °С

25,0

27,0

осадок в петролейном эфире

0,05

14. Склонность к пенообразованию, см 3 , не более:

при 24 °С

при 94 °С

при 24 °С после испытания при 94 °С

15. Трибологические характеристики на четырехшариковой машине:

индекс задира (И 3), Н (кгс), не менее

470,4

568,4

(48)

(55)

(50)

(60)

(58)

нагрузка свари-вания (Р с), Н (кгс), не менее

3479

3479

3283

3920

3687

(355)

(355)

(335)

(400)

(376)

показатель износа (Д и) при осевой нагрузке 392 Н (40 кгс) при (20 ± 5) °С, в течение 1 ч, мм, не более

0,55

0,50

0,40

16. Совместимость с резиной марки УИМ-1 (изменение объема), %

4 - 10

1 - 8

4 - 10

1 - 6

Отсутствие

Отсутствие

19. (Исключен, Изм. № 2).

20. Коксуемость, %, не более

Примечания :

1. (Исключен, Изм. № 2).

2. (Исключен, Изм. № 5).

3. В механических примесях не допускаются песок и другие абразивные вещества.

5-7. (Исключены, Изм. № 7).

8. (Исключен, Изм. № 3).

9. Норма осадка в петролейном эфире (показатель 136) для масла марки ТЭп-15, вырабатываемого на основе экстракта фенольной очистки остаточных масел из смеси западносибирских и приуральских нефтей, устанавливается не более 7,0 %.

10. (Исключен, Изм. № 4).

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Трансмиссионные масла представляют собой горючую жидкость с температурой вспышки 128 - 200 ºС.

3.2. В помещении для хранения и эксплуатации масел запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.3. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.4. По степени воздействия на организм человека трансмиссионные масла относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 и к 3-му классу опасности с предельно допустимой концентрацией масляного тумана 5 мг/м 3 .

(Измененная редакция, Изм. № 6).

3.5. Помещение, в котором проводятся работы с маслами, должно быть снабжено вентиляцией. При работе с маслами необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.6. При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива засыпать песком с последующим удалением.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

Щетка капроновая (нейлоновая).

Бензин Б-70.

Петролейный эфир марки 70-100.

5.4.1.2. Подготовка к испытанию

Тщательно очищают щеткой стенки и все детали коробки (кроме шестерен и подшипников), промывают их бензином Б-70 и высушивают. Осматривают шестерни и подшипник на отсутствие повреждений, промывают их бензином Б-70, а затем петролейным эфиром и просушивают. Шлифуют грани медной пластинки, затем промывают ее, высушивают и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г. Устанавливают подшипники, шестерни и пластинку-катализатор в коробку. Закрывают коробку и через входную трубку заливают 120 см 3 испытуемого масла.

Отмечают время и включают электродвигатель. Устанавливают выходную мощность генератора 128 Вт и скорость подачи воздуха 1 дм 3 /ч. Подогревают масло до 155 °С и поддерживают температуру с точностью ± 1 °С. После 30 мин работы машины отбирают пробу масла (2 см 3) и определяют кинематическую вязкость при 50 °С (ГОСТ 33). Затем пробы масел для определения вязкости отбирают через каждые 10 ч работы машины. По окончании 50 ч испытания машину останавливают, масло сливают в чистую колбу или стакан и определяют вязкость при 50 °С и количество веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине (раздельно), по ГОСТ 6370 . Извлекают шестерни и медную пластинку, осматривают их и описывают состояние частей и деталей коробки, шестерен подшипников и медной пластинки. Удаляют отложения с пластинки-катализатора и взвешивают ее для определения активности масла по отношению к меди.

5.4.1.4. Обработка результатов

Увеличение вязкости масла при его окислении (D v ) в процентах вычисляют по формуле

где v - вязкость при 50 °С окисленного масла, м /с (сСт);

v 0 - вязкость при 50 °С свежего масла, м /с (сСт).

Массовую долю в окисленном масле веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине, (Х 0) в процентах вычисляют по формуле

где т - масса навески окисленного масла, г;

т 1 - масса бюксы с чистым фильтром, г;

т 2 - масса бюксы с фильтром и нерастворимыми веществами, г.

За результат испытания принимают среднеарифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения. Количество нерастворимых веществ менее 0,5 % оценивается как отсутствие их.

5.4.1 - 5.4.1.4. (Измененная редакция, Изм. № 5).

(Измененная редакция, Изм. № 7).

5.4.2.2. Обработка результатов

Массовую долю осадка в окисленном масле (Х ос) в процентах вычисляют по формуле

где т 2 - масса бюксы с фильтром и осадком;

т 1 - масса бюксы с чистым фильтром;

36,5 - масса навески масла, г.

За результат испытания принимают среднеарифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения.

Массовая доля осадка в окисленном масле до 0,02 % включительно оценивается как его отсутствие.

5.5. Определение склонности масла к пенообразованию

Сущность метода заключается в продувании определенного объема воздуха через масло с постоянной скоростью и определении объема пены.

Трубка стальная воздуховпускная с шарообразным диффузором диаметром 25,4 мм, изготовленным из расплавленных кристаллических зерен окиси алюминия.

Пробка резиновая с отверстиями для воздуховпускной и воздуховыпускной трубок.

Трубки резиновые диаметром (10 ± 1) мм.

Ванна цилиндрическая из тугоплавкого стекла диаметром 300 мм и высотой 450 мм.

Мешалка с электромоторчиком.

Микрокомпрессор типа МК-1 или другой прибор, обеспечивающий подачу воздуха со скоростью (94 ± 5) см 3 /мин.

Реометр, контролирующий расход воздуха. Термометр с диапазоном измерения от 0 до 250 °С.

Секундомер по ТУ 25-1819.0021, ТУ 25-1894.003.

5.5.2. Подготовка к испытанию

Тщательно промывают цилиндр, воздуховпускную трубку и диффузор поочередно бензином и петролейным эфиром. Просушивают цилиндр, трубку и диффузор струей чистого воздуха. Подают воздух через осушающий фильтр, поддерживая скорость (94 ± 5) см 3 /мин.

5.5.3. Проведение испытания

Нагревают 200 см 3 масла до 45 - 50 °С и охлаждают до 22 - 27 °С. Выливают в цилиндр 190 см 3 масла, погружают цилиндр в ванну до отметки 900 см 3 и поддерживают температуру (24 ± 0,5) °С. Вставляют трубку с диффузором, включают микрокомпрессор и пропускают струю воздуха через диффузор со скоростью (94 ± 5) см 3 /мин в течение 5 мин, отмечая время при первом появлении воздушных пузырьков. По истечении указанного времени немедленно записывают объем пены.

Затем помещают 180 см 3 свежего масла в чистый цилиндр, который погружают в ванну до отметки 900 см 3 , поддерживая температуру (93,5 ± 0,5) °С. Повторяют ту же процедуру, как указано выше, и записывают объем пены по истечении 5 мин.

Осаждают пену, после испытания при 94 °С при перемешивании охлаждают пену, помещают в цилиндр, выдерживают при (24 ± 0,5) °С и повторяют испытание, записывая объем пены по истечении 5 мин.

Склонность к пенообразованию оценивается по объему пены в см 3 , образовавшемуся после продувания воздуха через масло в течение 5 мин при 24, 94 и 24 °С (после испытания при 94 °С).

6.2. (Исключен, Изм. № 7).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие трансмиссионных масел требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения масел - пять лет со дня изготовления.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Соответствие марок трансмиссионных масел по настоящему стандарту ранее принятой
нормативно-технической документации, зарубежным классификациям и
ГОСТ 17479.2

Номер ТУ и марка масла по ранее принятой НТД

Марка масла

Класс вязкости по

Группа по

по настоящему стандарту

ТУ 38.101521-75 ТЭ-15-ЭФО

ТЭп-15

ТМ-2-18

GI-2

TM-2

ТУ 38.101148-77 ТС-10-ОТП

ТСп-10

ТМ-3-9

GI-3

TM-3

ТУ 38.101176-74 ТАП-15В

ТАП-15В

ТМ-3-18

GI-3

TM-3

ТУ 38.101753-79

ТСп-15К

ТМ-3-18

GI-3

TM-3

ТУ 38.101270-78

ТСп-14гип

ТМ-4-18

ГОСТ 23652-79.

Вязкие масла наиболее широко представлены в ассортименте трансмиссионных масел. В основном, трансмиссионное масло представляет собой минеральное масло низкой фракции с композицией присадок.

Применение трансмиссионных масел охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и другие виды техники, а также некоторые виды тяжелых редукторов промышленного оборудования. Эти масла, объединены ГОСТ 23652-79.

Масло ТЭп 15 (ГОСТ 23652-79) вырабатывают на базе остаточных продуктов и дистиллятных масел. Свойства масла улучшены благодаря введению противоизносной и депрессорной присадок. Денное трансмиссионное масло применяют в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других машин в районах с умеренным климатом. Рабочий температурный диапазон масла -20...+100 °С.

Масло ТСп 15К (ГОСТ 23652-79) - трансмиссионное масло, для коробки передач и главной передачи грузовых автомобилей отечественного производства КАМАЗ и др. Представляет собой остаточное масло с небольшой добавкой дистиллятного и композицией присадок, придающих противозадирные, противоизносные, низкотемпературные и антипенные свойства. Данное трансмиссионное масло работоспособно при температурах -20...+130 °С.

Масло ТАп 15В (ГОСТ 23652-79) - смесь вязкого продукта с дистиллятным маслом и пакетом присадок, придающих противозадирные и низкотемпературные свойства. Это трансмиссионное масло применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а рабочая температура масла 130 °С.

Масло ТАД 17и (ГОСТ 23652-79) - универсальное трансмиссионное масло на минеральной основе. Содержит, депрессорную и антипенную присадки. Масло ТАД-17 применяетсяпри температуре до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности 130-140 °С. Предназначено для смазывания всех типов передач.

Технические характеристики:

Показатели

ТЭп 15

ТСп 15К

ТАп 15В

ТСп 14гип

ТАД 17и

Вязкость:

кинематическая, мм2/с, при температуре:

динамическая, Па·с,

при -15 (-20) °С, не более

Индекс вязкости, не менее

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не менее

застывания, не выше

Массовая доля, %:

Механических примесей, не более

Отсутствие

Отсутствие

фосфора, не менее

Водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

Отсутствие

Испытание на коррозию пластинок в течение 3 ч:

из стали и меди при 100 °С

Выдерживает

из меди при 120 °С, баллы, не более

Зольность, %

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Стабильность на приборе ДК-НАМИ (140 °С, 20 ч):

изменение кинематической вязкости при 100 °С, %, не более

осадок в петролейном эфире, %, не более

Склонность к пенообразованию, см3, не более, при температуре:

24 °С после испытания при 94 °С

Смазывающие свойства на ЧШМ:

индекс задира, Н, не менее

показатель износа при осевой нагрузке 392 Н, (20+5)°С, 1 ч, мм, не более

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более