Индивидуальная работа по фэмп в средней группе. Планирование по фэмп для средней группы

Задачи. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы величине (длине, ширине, высоте).

День 15

Утро

Виды деятельности

№ 1. Самообслуживание. Упражнение «Мои ловкие пальчики».

Задачи. Учить детей застегивать крючки, пуговицы, «липучки» в паль­то, куртках, побуждать делать это самостоятельно, развитие мускулатуры и мелкой моторики рук.

№ 2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Сюжет «Стираем одежду кукол».

Задачи. Учить детей обыгрывать реальные трудовые действия, ис­пользовать в игре свои практические умения, объединять различные сю­жеты, считаться с интересами товарищей.

№ 3. Подвижная игра «Найди, где спрятано».

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве в соответствии с речевым описанием местоположения предмета, действовать в соот­ветствии с правилами игры. Учить детей следить за своей осанкой во время ходьбы, согласованностью движений рук и ног.

№ 4. Работа в уголке природы. Наблюдение за ростом лука.

Задачи. Предложить детям рассмотреть посаженные ими ранее луко­вицы, рассказать о произошедших изменениях, предположить, чем явля­ются появившиеся на луковицах зеленые перья (стеблями, ветвями, лис­тьями, цветами).

№ 5. Музыкальная игра «Утята и коршун» (музыка и слова Н. Губановой).

Задачи. Учить детей согласовывать действия с текстом игры, ритмич­но выполнять движения под музыку. Содействовать развитию индивиду­альных творческих способностей каждого ребенка.

№ 6. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством «Го­родецкая роспись»: рассматривание открыток «Городецкая роспись», кухонной утвари с городецкой росписью.

Задачи. Учить детей называть основные элементы городецкой роспи­си, составлять узоры из заготовленных заранее элементов для «разде­лочных досок». Формировать эстетический вкус.

№ 7. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Семья»: дидактическая игра «Цветная посуда»; чтение произведения С. Капутикян «Машенька обедает».

Задачи. Обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности, углублять игровой опыт детей, учить под­бирать и изготавливать атрибуты к игре.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение снега в феврале.

Задачи. Обратить внимание детей на то, что снег на участке имеет разные оттенки и неоднороден по структуре, предложить высказать пред­положения о том, какие изменения и почему происходят со снегом в разных местах участка. Учить детей составлять краткий рассказ по резуль­татам наблюдения.

№ 2. Дидактическая игра «Столько - сколько».

Задачи. Упражнять детей в порядковом счете в пределах пяти, учить на слух определять количество хлопков, притопов. Учить выполнять оп­ределенное количество действий в соответствии с заданием.

№ 3. Беседа «Поездка в общественном транспорте».

Задачи. Воспитывать культуру поведения в общественном транспор­те, учить рассказывать о правилах поведения с опорой на сигнальные рисунки и вопросы воспитателя.

№ 4. Труд в природе. Окучивание снегом деревьев на участке.

Задачи. Обсудить с детьми назначение выполняемой работы, пред­ложить выбрать необходимые инструменты, договориться о совместной деятельности. Учить рассказывать о результатах работы.

№ 5. Подвижная игра «Бездомный заяц».

Задачи. Учить детей бегать по площадке, не задевая предметы-ориентиры, товарищей по игре, учить ориентироваться в пространстве, дей­ствовать по сигналу. Развивать координацию движений, ловкость, совер­шенствовать функциональные возможности организма.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Задачи. Учить детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оцени­вать соответствие действий игроков правилам игры.

Вечер

Прогулка

Виды деятельности

№ 1. Наблюдение «Одежда детей».

Задачи. Закреплять знания детей об особенностях времен года, из­менениях, происходящих в жизни людей зимой. Актуализировать знания детей об осенней одежде, учить сравнивать ее с зимней одеждой, уста­навливать связи между состоянием погоды и одеждой детей.

№ 2. Подвижная игра «Самолеты».

Задачи. Учить детей согласованно действовать всей командой, ис­пользовать все игровое пространство площадки, следить за своей осан­кой во время движения. Развивать внимание.

№ 3. Игровое упражнение. Бег со сменой ведущего, направляющего.

Задачи. Учить детей правильно выполнять основные движения при беге, производить смену ведущего по сигналу воспитателя, развивать слуховое внимание, ловкость, повышать двигательную активность, продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

№ 1. Работа в уголке музыкального воспитания. Учимся играть на металлофоне.

Задачи. Учить детей исполнять мелодию попевки «Лесенка» (Е. Тиличеевой) в постепенном движении на металлофоне.

№ 2. Сюжетно-ролевая игра «Строители». Сюжет «Новый микрорайон».

Задачи. Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, строить сюжет игры вокруг действий по возведению построек из конструктора. Воспитывать уважение к труду строителей.

№ 3. Дидактическая игра «Найди такой же».

Задачи. Учить детей находить два предмета одинаковой величины различными способами (путем наложения и на глаз), учить выбирать оптимальный способ сравнения предметов, исходя из их расположения.

День 16

Виды деятельности

№ 1. Формирование культуры поведения.

Задачи. Обсудить с детьми различные ситуации, возникающие при взаимодействии взрослых и детей в детском саду, выяснить, какие правила были нарушены, побуждать ребят соблюдать установленные правила культуры поведения, соотносить с ними свои действия.

№ 2. Дидактическая игра «Летает - не летает».

Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами, развивать внимание, слуховое восприятие, самоконтроль.

№ 3. Беседа на тему «Автотранспорт».

Задачи. Уточнить представления детей о различных автомашинах, их назначении, устройстве, учить составлять краткие рассказы о машинах по рисункам.

№ 4. Подвижная игра «Сова».

Задачи. Учить детей действовать по сигналу в соответствии с текстом стихотворения, развивать быстроту реакции, способность концентрировать внимание.

№ 5. Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Задачи. Учить детей придумывать сюжет игры в соответствии с лич­ным опытом, творчески перерабатывать и использовать в игре свои зна­ния и умения, правильно использовать атрибуты.

№ 6. Работа в книжном уголке. Знакомство с новой книгой.

Задачи. Обратить внимание детей на новую книгу в книжном уголке, учить рассматривать книгу, составлять и передавать в речи первые впе­чатления о ней, по иллюстрациям догадываться о ее содержании. Закре­пить правила бережного обращения с книгами.

Прогулка

Виды деятельности

№ 1. Наблюдение за средствами транспорта. Чтение стихотво­рения Э. Мошковской «Машина».

Задачи. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания де­тей об общественном транспорте, правилах дорожного движения. Учить детей составлять рассказы по результатам наблюдения, используя в речи названия основных частей машин, видов общественного транспорта.

№ 2. Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Задачи. Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах.

№ 3. Подвижная игра «Светофор».

Задачи. Предложить детям рассказать, как работает светофор, как он регулирует движение на перекрестке, как нужно действовать пешеходу и шоферу, руководствуясь сигналами светофора. Познакомить детей с пра­вилами игры, учить выполнять функции водящего, ведущего, игроков.

№ 4. Спортивные упражнения. Ходьба на лыжах.

Задачи. Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом (до 500 м), закреплять умение выполнять спуск с горы, сохраняя равновесие, выполнять повороты на месте и вокруг себя.

№ 5. Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от снега.

Задачи. Совершенствовать у детей навыки работы лопаткой для рас­чистки снега, поощрять стремление детей доводить начатое дело до кон­ца, достигать задуманный результат, воспитывать в детях трудолюбие, упорство.

Прогулка

Виды деятельности

№ 1. Дидактическая игра «Ищем клад».

Задачи. Развивать у детей наблюдательность, учить ориентироваться на территории детского сада, определять направление движения, повы­шать двигательную активность.

№ 2. Подвижная игра «Охотники и зайцы».

Задачи. Учить детей следить за соответствием своих действий прави­лам игры, правильностью выполнения игровых действий (прыжков на двух ногах с продвижением вперед, метания мяча из-за головы левой и пра­вой рукой в цель). Развивать ловкость и меткость.

№ 3. Спортивные упражнения. Катание на санках.

Задачи. Учить детей тормозить при спуске с горы в заданном мес­те, учить детей проявлять волю, преодолевать трудности, помогать друг другу.

№ 4. Игры со снегом. «Лепим снеговика».

Задачи. Учить детей собирать и переносить снег для постройки, пла­нировать действия в общении с товарищами, договариваться о взаимо­действии.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

№ 1. Работа в уголке книги. Заучивание стихотворений о зиме.

Задачи. Работать над выразительностью речи детей, развивать долго­временную память, воспитывать интерес к поэзии.

№ 2. Дидактическая иг ра «Кто мы?»

Задачи. Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, свя­занные названием предметов и элементов одежды.

№ 3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Задачи. Воспитывать у детей интерес к игре, учить подбирать необхо­димые для игры материалы, инструменты, поощрять согласованность дей­ствий в игре.

№ 4. Строительные игры. Конструктор «Лего».

Задачи. Учить детей сооружать постройки из различных конструкто­ров по инструкции и самостоятельно, обыгрывать постройки. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

№ 5. Работа в уголке сенсорного воспитания. Учимся сравнивать предметы.

Задачи. Упражнять детей в умении группировать предметы по вели­чине, учить использовать эталоны измерения, закреплять умение фикси­ровать свои впечатления в речи.

День 17

Утро

Виды деятельности

№ 1. Дежурство по столовой. Сервировка стола.

Задачи. Учить детей правильно сервировать стол, действовать само­стоятельно, аккуратно.

№ 2. Дидактическая игра «Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элемен­ты описания.

№ 3. Беседа «Я люблю свой детский сад!»

Задачи. Побуждать детей рассказывать, хорошо ли им в детском саду, рассказывать о людях, делающих детский сад вторым домом, учить ува­жать их труд.

№ 4. Подвижная игра «Кто ушел?»

Задачи. Учить детей понимать правила игры, соотносить с ними свои действия, упражнять в умении ориентироваться в пространстве. Разви­вать внимание и быстроту реакции, воспитывать уверенность в себе. Спо­собствовать закаливанию организма с использованием природных фак­торов солнца и воздуха.

№ 5. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Шоферы», «Строите­ли».

Задачи. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, рас­пределять роли, действовать в соответствии с правилами. Культивиро­вать дружеские взаимоотношения между детьми.

№ 6. Хозяйственно-бытовой труд. Протирка столов.

Задачи. Учить детей правильно выполнять соответствующие дей­ствия, выполнять работу быстро и аккуратно, соблюдать правила лич­ной гигиены.

Прогулка

Виды деятельности


Похожая информация.


Планирование по ФЭМП для средней группы

на февраль месяц

1 неделя

Утренний прием

Прогулка

Свободная деятельность детей

понедельник

Игра

«Считалочка»

Цель: Упражнять детей в порядковом счете.

Дидактическая игра

«Посади жука на цветок!»

Цель: Закрепление у детей счета, знания геометрических фигур и цвета.

вторник

Тема: Сравнение предметов по высоте.

Цель: Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет,

Дидактическая игра

«Какие Мы»

Цель: Упражнять детей в сравнивании предмета по высоте.

среда

Индивидуальная работа

(С Ульяной и Максимом)

« Снежные комочки»

Цель: Закрепление

количественный и порядковый счет. Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу

Дидактическая игра

« Математическое королевство »

Цель: закрепление счета до 5 и в обратном порядке, знание геометрических фигур, знание места положения предметов.

четверг

Дидактическая игра «Разноцветные фигурки»

Цель: Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; закрепление цвета; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа

(с Иваном, Егором, Сашей)

«Когда это бывает»

Цель: Закрепить представления о времени суток, учить правильно, употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»;

пятница

Дидактическая игра

«У кого хвост длиннее»

Цель: закрепление сравнивать предметы разных размеров по длине и ширине

2 неделя

Утренний прием

Прогулка

Свободная деятельность детей

понедельник

Дидактическая игра

«Веселый барабан»

Цель: Закрепить счет до 5,

вторник

Тема: Сравнение предметов по величине.

Цель: Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения.

Дидактическая игра

«Кто скорее соберет»

Цель: Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького

среда

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Цель: Вспомнить и закрепить знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и цветов.

четверг

Индивидуальная работа

(с Кириллом и Наташей)

«Веселый мяч»

Цель: Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.

Игры в математическом уголке

«Пирамидка», «Лото», «Цветная карусель» и т.д.

пятница

П/игра

«Веселый круг»

Цель: Закрепление понятия «больной-маленький»; умение ориентироваться в пространстве.

3 неделя

Утренний прием

Прогулка

Свободная деятельность детей

понедельник

Дидактическая игра

«Лото»

Цель: Освоение умение выделять различные формы.

вторник

Тема: Ориентировка во времени.

Цель: Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость.

среда

Дидактическая игра «Сравни предмет» Цель: Закрепить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление.

П/игра

«Быстрый паровоз»

Цель: Закрепление порядкового счета; Различать предметы по величине.

четверг

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений, о количественных отношениях между числами

пятница

Дидактическая игра

«Составь предмет»

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей(геометрических фигур)

4 неделя

Утренний прием

Прогулка

Свободная деятельность детей

Понедельник

Дидактическая игра

«Остановись стрелка»

Цель: закрепление представлений о количественных отношениях между числами

Игры в математическом уголке

«Волшебный ящик», «Магазин», «Цветные дорожки» и т.д.

Вторник

Тема: Измерение предметов.

Цель: Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

Среда

П/игра

« Соберемся все в круг»

Цель: Закрепление счета до 5;закрепление представления «больше -меньше»

Дидактическая игра

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету),

четверг

Индивидуальная работа

(с Виолеттой и Анной)

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научиться правильно употреблять слоа»утро», «день», «вечер», «ночь»

пятница

Дидактическая игра

«Украсим коврик»

Цель: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Сентябрь

Тема : Повторение.

Программное содержание : Упражнять детей считать до 5;

Закрепить знания о времени года (осень)

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Тема : Повторение.

Программное содержание

Соотносить цифру с количеством предметов;

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Развивать внимание.

Тема: Повторение.

Программное содержание : Упражнять отсчитывать по образцу;

Сравнивать две группы предметов;

Сравнивать предметы по высоте.

Тема : Повторение.

Программное содержание : Упражнять видеть независимость числа от пространственного расположения предметов;

Упражнять различать предметы по толщине.

Развивать память.

Октябрь

Тема : 5 и 6.

Программное содержание :

Учить различать множества 5 и 6;

Учить воспроизводить количество движений по названному числу;

Учить внимательно слушать воспитателя.

Тема : Число и цифра 6. Прямоугольник.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 6;

Учить находить цифру 6 среди других цифр;

Упражнять находить прямоугольник среди других геометрических фигур.

Тема : Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Программное содержание : Упражнять соотносить цифру с количеством предметов;

Упражнять видеть независимость числа от пространственного расположения предметов;

Учить выкладывать из счётных палочек квадрат, прямоугольник, треугольник.

Учить понимать учебную задачу

Тема : Числа и цифры 4, 5, 6. Вчера, сегодня, завтра.

Программное содержание : Продолжать развивать умение устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

Закрепить понятия вчера, сегодня, завтра;

Развивать логическое мышление.

Ноябрь

Тема : 6 и 7. Слева, справа, впереди, сзади.

Программное содержание : Учить различать множества 6 и 7.

Закрепить умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

Развивать внимание.

Тема : Число и цифра 7. Высокий, низкий.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 7;

Учить находить цифру 7 среди других цифр;

Соотносить цифру 7 с количеством предметов;

Развивать умение различать предметы по высоте;

Развивать память.

Тема : Числа и цифры от 0 до 7.

Программное содержание : Упражнять порядковому и количественному счёту до 7;

Находить цифры среди других цифр;

Учить действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Овал. Число и цифра 7.

Программное содержание : Познакомить с овалом;

Учить находить овал среди других геометрических фигур;

Упражнять находить цифру 7 среди других цифр;

Продолжать учить внимательно слушать воспитателя.

Декабрь

Тема : 7 и 8. Овал. Время года (зима).

Программное содержание : Учить различать множества 7 и 8;

Устанавливать равенства между двумя группами предметов;

Упражнять находить овал среди других геометрических фигур;

Закрепить знания о времени года зима;

Развивать логическое мышление.

Тема : Число и цифра 8. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 8;

Учить находить цифру 8 среди других цифр;

Упражнять находить предметы похожие на геометрические фигуры;

Развивать память.

Тема : Числа и цифры от 1 до 8. Широкий, узкий.

Программное содержание : Упражнять находить цифры среди других цифр;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Сравнивать предметы по ширине;

Развивать внимание.

Тема : Количественный и порядковый счёт до 8. Впереди, сзади, наверху, внизу, слева, справа.

Программное содержание : Упражнять детей порядковому и количественному счёту до 8;

Определять положение предмета в пространстве;

Формировать умение понимать учебную задачу.

Январь

Тема : 8 и 9.

Программное содержание : Учить различать множества 8 и 9;

Устанавливать равенства между двумя группами предметов;

Закрепить умение действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Цифра 9. Части суток.

Программное содержание : Познакомить с цифрой 9;

Учить находить цифру 9 среди других цифр;

Развивать память.

Тема : Числа и цифры от 0 до 9. Длинный, короткий.

Программное содержание : Упражнять считать по образцу и названному числу;

Упражнять воспроизводить количество движений по названному числу;

Соотносить цифру с количеством предметов;

Сравнивать предметы по длине;

Развивать внимание.

Февраль

Тема : 9 и 10. Ориентировка на листе бумаги.

Программное содержание : Учить различать множества 9 и 10;

Устанавливать равенство между двумя группами предметов;

Ориентироваться на листе бумаги.

Тема : Число и цифра 10.

Программное содержание : Учить считать до 10;

Познакомить с цифрой 10;

Учить находить цифру 10 среди других цифр;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Упражнять понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

Дни недели.

Программное содержание : Упражнять находить цифры среди других цифр;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Учить называть дни недели.

Развивать память

Тема : Порядковый и количественный счёт до 10. Ориентировка на листе бумаги. Дни недели.

Программное содержание : Закрепить навыки порядкового счёта (в пределах 10), различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту?»;

Упражнять ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине);

Март

Тема : Трапеция, Дни недели. Время года (весна).

Программное содержание : Познакомить с геометрической фигурой трапеция;

Учить находить её среди других фигур;

Упражнять называть дни недели;

Закрепить признаки времени года весна;

Развивать внимание.

Тема : Числа и цифры от 0 до 10. Трапеция.

Программное содержание : Упражнять находить заданную цифру;

Устанавливать равенство двух групп предметов;

Учить выкладывать из счётных палочек трапецию;

Развивать логическое мышление.

Тема : Числа и цифры от 0 до 10.

Программное содержание

Учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов и направления счёта;

Развивать память.

Тема : Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция. Части суток.

Программное содержание : Упражнять находить заданную фигуру среди других фигур;

Упражнять видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;

Упражнять различать части суток;

Развивать внимание, мышление.

Апрель

Тема : Состав числа из единиц до 5. Счёт до 10.

Программное содержание : Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5;

Упражнять отсчитывать предметы из большего количества по образцу, заданному числу и цифре;

Упражнять действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Состав числа из единиц. Деление квадрата на 2 части. Дни недели.

Программное содержание

Учить делить квадрат на две части;

Упражнять называть дни недели;

Упражнять понимать учебную задачу.

Тема : Числа и цифры от 0 до 10.

Программное содержание : Упражнять устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

Отсчитывать предметы по заданному числу и цифре;

Развивать память.

Тема : Широкий, узкий. Длинный, короткий. Толстый, тонкий. Высокий, низкий.

Программное содержание : Закрепить умение различать предметы по ширине;

Упражнять детей различать предметы по длине;

Упражнять детей различать предметы по толщине;

Упражнять детей различать предметы по высоте;

Развивать внимание.

Тема : Состав числа из единиц до 5. Квадрат, прямоугольник, трапеция, круг, треугольник, овал.

Программное содержание : Упражнять называть состав числа из единиц;

Определять геометрические фигуры;

Составлять квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию из счётных палочек;

Развивать мышление.

Тема : Сравнение двух групп предметов в пределах 10. Деление квадрата на 4 части.

Программное содержание : Упражнять сравнивать две группы предметов, получая равенство из неравенства (неравенство из равенства);

Учить делить квадрат на 4 части;

Закрепить умение детей действовать по словесной инструкции воспитателя.

Тема : Числа и цифры от 1 до 10. Времена года.

Программное содержание : Упражнять соотносить число и цифру с количеством предметов;

Воспроизводить количество звуков по заданному числу;

Закрепить признаки времён года.

Тема : Порядковый и количественный счёт до 10. Деление квадрата на 4 части.

Программное содержание : Продолжать учить различать порядковый и количественный счёт;

Соотносить число и цифру с количеством предметов;

Делить квадрат на 4 части;

Развивать память.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Перспективное планирование индивидуальной работы по ФЭМП» в средней группе

ЗАНЯТИЕ 1

    «Сделай Узор»

    Цель:развивать восприятие формы,учиться анализирвать расположение предметов в пространстве.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    «Сделай как я»

    Цель: способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

    Материал:основные детали детского строительного набора(куб,цилиндр,призма,конус,параллелепипед)

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Змейка»

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Вопросы

Какого цвета палочки?

Сколько розовых палочек? Сколько голубых?

Покажите пальчиком длину вашей змейки.

Чья змейка длиннее? Чья короче?

Октябрь

1-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Дидактическая игра «Второй ряд»

    Задачи:

    Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

    Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

2-я неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    «Составление геометрических фигур»

    Задания:

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    «Какой?»

    Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные

    Материал: ленты разной длины и ширины.

    Ход игры: На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают используя прилагательные.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    . Игра «У кого больше»

    Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

    Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.

    Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

    Вопросы

    Какого цвета треугольники?

    У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

    Какие треугольники по величине?

    Почему получились разные треугольники?

    Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).

Ноябрь

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

Развивающая игра «Сложи квадрат» (В. П. Никитина)

Цели: способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    Чудо крестики

    Цель: создание силуэтов из геометрических фигур.

    Задачи:

    1. Формировать умение составлять изображение по схеме.

    2. Развивать творческое воображение.

    3. Воспитывать интерес к играм.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Колумбово яйцо. Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.

    Задачи:

    учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на

    основе восприятия и сформированного представления;

    развивать сенсорные способности у детей, пространственное

    представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку

    и сообразительность;

    формировать привычку к умственному труду;

    воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной

    деятельности.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4,

  • Дидактическая игра «Волшебное дерево»

    Задачи: Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

    Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

    Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

Декабрь

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Игра «Разноцветные вагончики»

    Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

    Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

    Описание: Дети сидят напротив друг друга.

    У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.

    Вопросы и задания

    Сколько всего палочек на подносе?

    Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.

    Сколько палочек каждого цвета?

    Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)

    Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.

    По окончании работы педагог уточняет:

    Чей поезд длиннее?

    Назовите по порядку цвет каждого вагона.

    Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?

    Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Задачи:

    Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    1. Квадрат Воскобовича (двухцветный)

    Цель: развитие умений детей придумывать и складывать фигуры по схеме.

    Задачи:

    1. Способствовать освоению приемов конструирования фигур по схемам (лодочку, рыбку).

    2. Развивать речь, воображение, творческие способности.

Январь

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    «Назови свой автобус»

    Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

    Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    «Соберем бусы»

    Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

    Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

    Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Дидактическая игра « Цепочка»

    Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.

    Материал: набор логических блоков Дьенеша.

    Ход игры.

    От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

    Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

    Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

    Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

    Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    Разноцветные флажки

    Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?» Материал. Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком

    треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?

Февраль

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Дидактическая игра « Этажи»

    Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

    Материал: набор логических блоков Дьенеша.

    Ход игры.

    Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

    Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

    Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

«Ищи и находи»

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки paзной формы.

Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Игра «Треугольники»

    Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

    Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

    Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».

    Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны.

    Вопросы

    Сколько получилось треугольников?

    Расскажите, как расположены треугольники.

    Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.

    Который по счету красный треугольник? Голубой?

    Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    Игра «Строительство домов»

    Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

    Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.

    Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.

    Вопросы и задания

    Что получилось? (Дом.)

    С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?

    Сколько всего домов?

    Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?

    Между какими домами расположен голубой дом?

    Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?

    Сколько всего окон?

    Какие окна по величине?

Март

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Квадрат Воскобовича (четырехцветный)

    Цель: развитие умений детей складывать фигуры по схеме.

    Задачи:

    1. Способствовать освоению приемов конструирования фигур по схемам

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    Игра «Новоселье»

    Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

    Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.

    Описание: Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы:

    Сколько всего мебели в комнате?

    Что самое высокое в ней?

    Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?

    Какое число обозначает каждый цвет? Что выше – шкаф или стол?

    Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул?

    Работа парами

    Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их местоположение.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

"Найди ошибку"

Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

« Лево, право»

    Составь поезд из коричневого, оранжевого и крас-ного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или коричневый?

    Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был пра¬вее синего. Назови цвета вагонов слева направо.

Апрель

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Дидактическая игра «Найди нужный блок»

    Задачи:

    Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков

    Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

    Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

    Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). З

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    "Магазин и геометрия"

    Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

    Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Дидактическая игра «Теремок».

    Дидактическая задача. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, воспитывать сообразительность, внимание.

    Игровые правила. Назвать расположение диких животных в теремке.

    Игровое действие. Поместить животных в указанном воспитателем направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает детям альбомный лист с нарисованным «Теремком», картинки с изображением животных, говорит детям, что они будут заселять теремок зверюшками. Обсудить с детьми расположение зверей. Описать содержание получившегося изображения. Например: медвежонок будет жить внизу справа, петушок на верху, лиса слева внизу, волк - справа вверху, мышка слева вверху.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Скатай ленту»

Цель: Развивать способности детей определять длину ленточек на основе их сопоставления.

Описание: Воспитатель показывает, как можно скрутить (закатать) ленту. Дети пробуют осуществлять это игровое действие. Все одновременно начинают скатывать ленты, но оказывается, что одни дети сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться в этом, дети кладут ленты на пол, прикладывая одну к другой, пользуясь словами: одинаковые, длиннее, короче. Дети в разговоре с воспитателем уточняют, что короткая лента скручивается быстрее, чем длинная, и наоборот.

Май

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

«Найди себе место»

Дидактические задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.

Оборудование: 2-5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.

2-я неделя

ЗАНЯТИЕ 2

« Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду,

последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.

Ход игры.

Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.

Варианты заданий:

педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке;

показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т.д.) - к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой;

показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше;

показывает число, а выходят дети с цифрами-«соседями»;

предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты - увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);2

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;

2. Составить маленький и большой квадраты;

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4

Игра-конструирование «Кроватки для мышат»

Детям предлагается вспомнить мышат из мультфильма «Кот Леопольд»; вывешиваются картинки с их изображением на доску. Педагог обращает внимание детей на то, что перед ними два разных мышонка - один толстый, а другой худой, - предлагает построить для них кроватки. И подводит детей к выводу, что худому мышонку нужна узкая кроватка, а толстому – широкая. После построения дети делают вывод: чем короче палочка (чем меньше число), тем уже кроватка и наоборот.