Владислав кетов путешественник биография. Владислав Степанович Кетов: биография

================

Все те, кто исследует человека и жизнь в ее различных проявлениях на нашей планете, почему-то немного грустные люди. Но они, определенно, счастливее тех, кто потерял интерес к изучению мира и погряз в буднях. Сегодня я бы хотела представить вам одного исследователя Жизни, путешественника, художника и человека Владислава Кетова. Владислав осуществил первое в истории уникальное путешествие действительно вокруг земли, суши. За 21 год и 21 день мировой экспедиции по территории 96 стран и по береговой линии 4-х континентов, он преодолел на велосипеде 169 000 километров. Его маршрут уникален по способу передвижения (экологически чистый транспорт), по идее маршрута (единственная естественная линия, которая есть на любой карте мира — контур континентов) и по протяженности (более четырёх экваторов). Основным заработком Владислава стало творчество: в различных уголках мира он рисовал портреты людей. В этом маленьком интервью собраны мысли, открытия, этапы путешествия Владислава, которому удалось стать ближе нас к понимаю важных вопросов мирозданья.

─ Что нового вы узнали о мире во время вашего многолетнего путешествия?

─ Я узнал, что мир сильно отличается от того, что нам подают средства массовой дезинформации - это главное ощущение. Совершенно точно, весь мир гармоничен, прекрасен и ни по каким странам не делится. Все разделения по странам, нациям и блокам, в достаточной мере, — искусственные. А многие даже злонамеренные и создаются с единственной целью - разделяй и властвуй. Люди не делятся ни по нациям, ни по классам. Различий между даже разными расами гораздо меньше, чем между мужчиной и женщиной.

Реально люди делятся, я убежден и 96 пройденных стран меня только укрепили в этом, на две группы. Первая - это простые люди, которые живут на этой планете своим умом и трудом, что называется ordinary people, с ними нет проблем нигде абсолютно, независимо от континента, природной зоны и страны, тем более. Они хотят жить в мире, покое, достатке, любви и пытаются своими силами это себе обеспечить. Есть, к сожалению, вторая группа, по количеству в процентном соотношении их меньше, но они занимают доминирующее положение: это люди, которые стараются, и очень часто вполне успешно, жить за счет чужого ума и труда, одним словом, за чужой счет. Обычно говорят, что это политики и криминал, на самом деле это одна группа, просто две стороны одной медали и за доказательствами далеко ходить не надо. Когда вы встречаетесь с представителями второй группы, не важно, на каком континенте и в какой стране, у вас неизбежно возникает куча проблем, потому что это их способ существования - создавать проблемы остальным. Это, пожалуй, самое главное.

Я, кстати, родился на границе Европы и Азии, а служил на китайской границе. Мне пришлось более 100 раз пересекать их и определенно могу сказать, — это выдумка человека, потому что сплошь и рядом по обе стороны живут одни и те же люди. Вдумайтесь — вы живете где-то, и вам в одну сторону можно идти, а в другую нельзя, стоит забор, ходят мужики с автоматами. Почему? Людям, живущим возле границ, эти заборы только мешают. Заборы нужны политикам, которые сидят далеко от них в столицах и между собой договариваются, что до забора они стригут этих баранов, после них — вы. Вот это единственный смысл всех политических границ в мире. Безопасности они никакой не дают — строго наоборот, а все, так называемые, криминальные, террористические и прочие элементы, шпионы и т.д., как раз «забили» на эти границы раз и навсегда и никакого препятствие они для них не представляют. Препятствие только для нормальных простых людей. Вот это вкратце самое основное, что я вынес из путешествия по миру.

Ещё знаю, что у человеческого организма колоссальные резервы и возможности. Знаю, что любой человек может путешествовать по всему миру, и для этого не надо быть «суперменом» и «героем», надо просто понимать законы этого мира и по ним жить, а не придумывать свои правила и понятия, а тем более навязывать их планете.

─ Вы говорите, что различий между народами и расами не существует, как насчет культурных различий?

─ Культурные различия, разумеется, существуют. Но нам все время говорят не про культурные различия, нам «втюхивают», что вот там все — гады, насильники и т.д., и от них надо отгораживаться страшным забором, иначе нам «труба», безопасность превыше всего. А культурные различия в каждой стране существуют, и у нас они есть. Говоря языком синергетики, любая большая открытая система от клетки до биосферы тем более жизнеспособна, чем более разнообразны составляющие ее элементы.

─ Насколько опасным был ваш путь, как вы продумывали все нюансы, маршруты, документы, визы, какие у вас были сложности?

Опасностей, я убежден, в этом мире у человека почти нет. Человек - самое опасное существо на этой планете, и все животные об этом знают. То, о чем любят рассказывать журналисты-змеи и т.д., на их совести и остаётся, потому что этой проблемы практически нет, ее раздувают. Если вы ведете себя адекватно, согласно законам окружающей природы и мира, то никаких проблем от зверей не имеете. Все звери стараются держаться от человека подальше, при вашем приближении они разбегаются, расползаются, разлетаются, за печальным исключением летающих кровососущих, которые есть по всему миру, кроме пустыни и зимней тундры. В настоящее время при современном уровне развития технологий, снаряжений, опасностей, связанных с природой у человека, нет.

А сложности были две, и обе бумажные - это, конечно же, визы и деньги. Основная проблема - это политическое устройство человеческого сообщества, поэтому на решение визовых вопросов ушло по моим грубым подсчетам 2/3 времени. Я был в 96 странах, более 100 раз пересекал границы и более 100 виз получал. С русским паспортом - это занятие не для слабонервных — врагу не пожелаю с российским паспортом путешествовать. Жалко врага на полном серьезе. Были периоды, когда я по 4 с лишним месяца сидел на одном месте, пытаясь получить одну бумажку. Если удавалось получить визу за неделю, то считай, повезло. Политическая бюрократия - вот основная проблема .

─ Почему вы решили выбрать такой необычный маршрут, как береговая линия континентов?

Все путешественники хотят придумать что-то своё, оригинальное, и я их понимаю. Часто максимум, что приходит в голову человеку - это кругосветка, обматывание шарика в том или ином направлении. Пересекаются континенты, моря и океаны и люди возвращаются в исходную точку. Все кругосветчики стараются набрать 40 тысяч километров потому, что это культовая цифра, длина экватора. Но мне удалось не придумать, а увидеть маршрут, который никто никогда не делал. Береговая линия континентов нарисована на всех картах и у всех перед глазами с молодых лет. Она нарисована не человеком, как границы государств, а Творцом. Второго такого маршрута на Земле нет. Я это осознал, когда задал себе простой вопрос, что будет, если выйти на берег и двинуться вдоль него? Оказалось, что таким способом можно охватить всю сушу единым непрерывным контуром, кроме Австралии, Антарктиды и островов. Для этого достаточно пересечь два канала: Суэцкий с Панамским и Берингов пролив. По расстоянию - это больше 4-х кругосветок .

─ Получается, вы — единственный человек в мире, который совершил путешествие вдоль береговой линии континентов?

Никто никогда этого не делал и даже не предлагал. Боюсь, что в ближайшее время второго такого не будет, потому как это, реально, очень тяжелое предприятие. Любая другая страна на данном приоритете раскрутила бы суперсериал и всяческие пиар акции, но Россия страна особаяЮ, и достижения своих граждан ей не интересны. Для меня это очень грустная тема .

─ Расскажите подробнее об основных этапах вашего пути.

Цельного 21-ти летнего путешествия не было. От старта до финиша прошло более 21 года, но были большие перерывы. Если говорить о том, сколько времени я провел в седле, выбросив все задержки, проблемы, получится где-то лет семь чистого ходового времени на дороге. Все остальное время - это разные проблемы.

Основной этап путешествия длился девять с половиной лет от старта 14-го мая 1991 года до финиша в Канаде (там просто закончились дороги) 14-го ноября 2000 года. К этому моменту у меня было 132 000 километров и 90 стран. После были попытки найти решение для северного побережья. Север, увы, по берегу пройти не удалось, поскольку для этого нужна серьезная поддержка, а я как не имел ее на родине, так и не имею и, подозреваю, не буду иметь. Поэтому я, спустя несколько лет, стал добавлять кусочки, которые можно проехать на велосипеде. Я добавил контур Скандинавии, Аляску, потом, убедившись, что с Севером никак не получается, решил замкнуть контур по варианту «В» — bicycle.

В 2010 году проехал всю Россию от Оленегорска до Тихого океана, замкнув, тем самым, контур Старого Света, т.е. Евразию с Африкой. В 2011 году опять на велосипеде от Атлантики до Аляски проехал Северную Америку и замкнул Новый Свет. А окончательно замкнул весь контур этапом от Польши до Питера уже в 2012 году. На финише у Медного Всадника получилось 21 год 21 день со дня старта .

─ Вернувшись после вашей многолетней экспедиции домой, наступило ли другое время, поменялись ли люди, окружение, ментальность?

Поскольку я уезжал еще из Советского Союза в мае 1991-го года, поменялось, конечно, очень многое. Я за первые 10 лет пять раз прилетал домой, изменения произошли поразительные и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. В каких-то вопросах стало лучше, но, увы, во многих не очень хорошо. Ментальность меняется очень мало у человека, к сожалению, она сдвигается либо в сторону гармонии, либо в сторону дезорганизации и хаоса. Система, скажем так, промывки мозгов стала очень мощной. Телевидение, прежде всего, и прочие масс-медиа внушают серьезный пессимизм по поводу перспектив нашего общества .

─ А как вы сами поменялись, пройдя 169 000 километров, стали ли гармоничным человеком?

Кто-то из великих сказал: «Не бойтесь совершенства, оно вам не грозит». Про себя трудно говорить, со стороны виднее. Стремление некое присутствует, но только стремление. Естественно, я менялся существенно. Хотя базовые вещи, слава богу, удалось понять еще до выезда. Когда я выехал, мне было 42 года. Многие вещи, сидя на месте, увы, не постигаются и они стали намного яснее, понятнее и очевиднее. Кстати, на Востоке существует несколько изречений на тему путешествий, парочка из них мне помнится и нравится. Одна из них гласит, что более мудр не тот, кто прочитал больше книг, а тот, кто больше путешествовал. Хотя книг я прочитал очень много, с 4-х лет бегло читаю и никак не остановлюсь. Вторая примерно так звучит: «Путешествуй, несмотря ни на что, ибо путешествие наполнит тебя знанием и укажет цель». Это принципиально важный момент, путешествие помогает определить и осознать цель .

─ В чем вы видите главный смысл, миссию и предназначение вашего путешествия?

Главная цель и смысл моего путешествия — показать, что мир един, гармоничен и не является лоскутным одеялом. Вообще-то Эдем - это как раз планета Земля. Везде есть своя гармония, даже в пустыне, и только люди в большинстве случаев не совсем адекватно себя ведут, и из-за этого возникает куча проблем. Люди должны осознать, что нужно, прежде всего, заботиться о сохранении открытого сознания, тогда не только проблем у человека нет, но он, наконец, начинает осознавать свое предназначение в этом мире.

Кстати, еще один интересный вопрос о предназначении человека на Земле, ответ на который я получил в ходе путешествия. Если убрать человека с этой планеты, жизнь на Земле станет хуже? Ничего подобного! Скорее она будет по-прежнему прекрасной. Но планета тоже не вечная, рано или поздно может произойти какой-нибудь коллапс: катастрофа, солнышко погаснет, вулканизм, куча метеоритов и т.д. Нужен элемент, который способен вынести жизнь за пределы одной отдельно взятой планеты, этим элементом человек и является, разумное существо, если, конечно, он поведет себя в рамках законов жизни. У человека предназначение сугубо космическое .

─ Если человек чувствует гармонию и является гармоничным созданием, почему он так легко соглашается жить по негармоничным принципам?

Это как раз тот самый вопрос, который я в течение 30 лет решал - в чем корень человеческих проблем? Все живое построено на принципах гармонии. Человек - это маленькая часть огромной системы. Почему он поступает поперек своих интересов и вообще жизни в целом? У меня есть серьезное подозрение, что когда-то давно многие тысячи лет назад в основную программу, работающую в человеческом сознании, был внесен вирус, который подменяет принципы гармонии принципами симметрии, закрытой системы. Вся программа в этом случае начинает работать, мягко говоря, не на пользу системы.

С моей точки зрения, проблема в том, чтобы находить антивирусную программу, которая может с этим бороться. На сегодняшний день для себя я знаю парочку «антивирусников»: первый и главный из них - это любовь, а второй - культура. Эти программы пытаются как-то удержать сознание в рамках гармонической составляющей.

Часто слышно, что человек по природе своей агрессивен, порочен и т.д. и т.п. Да ничего подобного! Человеку, как и всему живому, присуща избыточная активность, а куда эта активность будет направлена, в сторону гармонии, созидания, сотворения, либо в сторону хаоса, разрушения - вот это вопрос уже по существу. Мир абсолютно гармоничен, человек, если вписывается в эту гармонию, живет по её законам, проблем просто не имеет .

─ Получается, что мы можем объяснить конфликты между народами, войны, столкновения вирусом, работающим в человеческом сознании?

Конфликты между народами? Нет никакого конфликта между народами! Я проехал 96 стран и воочию видел, что для политически обработанного населения самые страшные люди - это ближние соседи. Где-то там, далеко, могут жить нормальные люди, а вот рядом за забором — гады, бандиты. Это общая ситуация для всех. На Украине говорят, что русские - наши враги, у нас тоже начинают раздувать такие разговоры. Просто есть люди, которые хотят хорошо жить за чужой счет, они и раскручивают эти темы, но как-то между собой не дерутся, но зато всегда гибнут другие .

─ Насколько мне известно из вашей биографии, вы с 17-ти лет пытаетесь решить вечные вопросы? Скажите, пожалуйста, насколько вам удалось продвинуться в поисках ответов?

В 17 лет я понял, что вечные вопросы надо как-то для себя решить. Я хорошо помню, что это в ужас привело меня. Ты обнаруживаешь себя на краю черной бездны и не понятно, как туда сделать первый шаг. Я подозреваю, что люди делают простой выбор — живут, не решая эти вопросы, тем более, есть чужие решения… Эти вопросы вечные, потому что каждый человек должен снова для себя их решить. Вот из этих вопросов часть я порешал — в чем смысл жизни и т.д. А один вопрос решался очень долго, как я уже говорил, примерно 30 лет: «Почему человек ведет себя сплошь и рядом поперек жизни, гармонии себе во вред? Откуда ноги растут у всех человеческих проблем?»

─ Во время вашего путешествия вы зарабатывали на жизнь тем, что рисовали портреты, расскажите подробнее, как вам удавалось находить людей, писать и продавать ваши работы?

Я, в первую очередь, художник, а потом путешественник. Ради заработка я останавливался всего два раза — в Кейптауне и Сан-Франциско. Это были пункты, после которых я понимал, что у меня будет мало шансов заработать. Во всех остальных случаях я просто совмещал неприятное с полезным: меня тормозили чиновники, а я старался это время провести с пользой. Например, в Европе у меня были лишь 3-4 точки, где я серьезно заработал. Во-первых, вам просто не разрешают работать, у вас же нет рабочей визы. Второе, даже если власти смотрят сквозь пальцы, и вы где-то можете попробовать присесть, то коллеги почему-то тоже не радуются вашему появлению, стараются вас, мягко говоря, выжить. Поэтому это, отнюдь, не «халява», сказать, что это было легко и просто, я не могу, но, тем не менее, иногда удавалось .

─ Кстати, что такое для вас родина?

Родина, с моей точки зрения, это язык и культура. Людей, которые переехав в другую страну, пытаются выкинуть язык и культуру, мне жалко. Это все равно, что вы, имея сундук с сокровищами, начали собирать второй и выбросили первый. Я наблюдал, как наши люди, прожившие в Северной Америке несколько лет, с гордостью говорят, что начинают забывать русский язык — вот это грустно. Потеря родины не в том, что ты просто переехал в другое место, а в том, что ты отказался от родной культуры .

─ Как сочетаются такие понятия, как «семейный человек» и «путешественник»? Ваша супруга все это время ждала вас дома?

У меня три сына и все они живут в Питере, со всеми я сохраняю вполне человеческие отношения. В семье, из которой я стартовал в 1991 году, супруга все 10 лет меня ждала и ни одного дня не работала, жили они только за счет того, что от меня получали. Это, увы, далеко не всегда было достаточно, тем более, не роскошно. Но когда я вернулся и оказалось, что, завершив первое в истории путешествие буквально вокруг земли, в России человек остается и без признания, и без денег, мне дома объяснили, что больше терпеть меня не намерены. Сейчас у меня другой брак. В общем, на личном фронте все в порядке, чего и всем желаю .

─ Совершали ли вы еще какие-либо путешествия, после того как вернулись домой, какие маршруты планируете в настоящее время?

Других путешествий я не совершал. Я все время делал один проект, стараясь его максимально наполнить, замкнуть. Этот проект завершен в 2012 году. Но у меня есть мечта: облететь все, что я проехал плюс непройденный Север. Исходный посыл простой — Север остался непройденным, я пытался найти решение, решение нашел — его надо облететь на автожире (прим.: винтокрылый летательный аппарат, другие названия автожира — «гироплан», «гирокоптер» и «ротаплан»), но не получилось. Нам объявили, что в стране кризис и в России это никому пока не интересно. Сейчас мне облететь только Север уже неинтересно, хотя само по себе это достаточно серьезное предприятие.

Мне бы хотелось облететь вокруг земли, суши. Все это может занять только год, если будет очень серьезная организация и денежная поддержка. Если кому-то интересно, идея путешествия выложена на Facebook, надо лишь набрать два слова «Контур Кетова». При желании принять в проекте участие в составе команды обеспечения или поддержать его, со мной легко можно связаться через сайт www.ketov.ru. Я умею творить, выдумывать, делать, но продвигать проекты — это совершенно не моя профессия. А без соответствующей поддержки, раскрутки и организации браться за такого масштаба супер-проект не буду. К тому же есть такая хорошая поговорка: если хотите насмешить Господа Бога, расскажите ему о своих планах.

По 4 континентам и 96 странам

Описание фотографии

- Владислав Степанович, как вы придумали этот маршрут - вдоль естественной линии, которая есть на любой карте мира?

Я его не придумал, а однажды увидел. Вспомнил путешествие Глеба Травина, который в 1929–1930 годах проехал по периметру Советского Союза, и спросил себя: почему человек должен гулять вдоль забора - государственной границы? А что, если просто ехать вдоль берега? Ведь береговая линия континентов - это уникальный маршрут, созданный Творцом! Так можно объехать практически всю сушу по одному непрерывающемуся контуру (кроме Австралии, Антарктиды и островов), не пересекая морей и океанов - достаточно пересечь Суэцкий, Панамский каналы и Берингов пролив.

В итоге я проехал вдоль береговой линии 4 континентов, по территории 96 стран, преодолев 169 тысяч километров. Но путь этот довольно сложен. Думаю, что еще не скоро кто-то решится повторить мое путешествие, которое по расстоянию в 4 с лишним раза больше длины экватора, то есть равно 4 кругосветкам.

- И довольно долгое… 21 год и 21 день - это впечатляющая цифра.

Я не все эти годы был в пути - случались большие перерывы. Чистое время в дороге, в седле, - около 7 лет. Первый и основной этап (132 тысячи километров) длился с 14 мая 1991 года до 14 ноября 2000 года. Тогда не удалось проехать по берегу лишь Север. Понял, что по арктическому побережью нужно пролететь, а для этого требовалась серьезная материальная поддержка, которую в своей стране я не нашел. В другом государстве меня, наверное, уже давно раскрутили бы, следя за моим странствием. Но это иная и немного печальная история.

После долгого перерыва, в 2005 году, я стал добавлять северные кусочки, которые смог проехать, - Скандинавия и Аляска. Затем замкнул контур по варианту В - bicycle - по ближайшей к северу дороге, которую можно преодолеть на велосипеде.

В 2010 году проехал Россию от Оленегорска до Тихого океана, замкнув периметр Старого Света - Евразии с Африкой. В 2011 году - по Северной Америке замкнул Новый Свет от Атлантики до Аляски. В 2012 году этапом от Польши до Питера окончательно очертил контур, финишировав у Медного всадника в Санкт-Петербурге.

Нордкап - мыс на острове Магерё на севере Норвеги, самая северная точка Европы, 2005 г.

- Ваше путешествие началось в мае 1991 года. Как тогда удалось пробраться за железный занавес СССР?

Сама идея путешествия возникла еще в 1983 году, когда теоретически никаких шансов поехать не было. Но если человек сильно и непрерывно чего-нибудь хочет, то действительность постепенно меняется в нужном направлении. Ведь не только бытие определяет сознание, но и сознание влияет на бытие. У меня почему-то не было никаких сомнений в том, что все получится, несмотря на обстановку в стране. А он была, мягко говоря, нерасполагающей.

В 1991 году сложились такие обстоятельства, что можно было буквально выскочить из СССР. На сборы - лишь несколько часов. Я воспользовался этим шансом, а дальше начались чудеса… В аэропорту велосипед взяли в багаж без доплаты и без скандала, хотя в те годы это было невероятно. А после прилета в Калининград грузчик, который доставал мое средство передвижения из багажного отсека, увидев меня, спускающегося по трапу, мистическим образом определил, чья это вещь, и предложил забрать багаж. Прямо от самолета я поехал на велосипеде.

Санкт-Петербург, 2012 г.

Красота - в глазах смотрящего

- Проехав тысячи километров, какой уголок Земли считаете самым-самым?

Меня впечатлил мир в целом. Он прекрасен. Везде есть своя гармония, которую нужно почувствовать, увидеть. Красота - в глазах смотрящего. Но есть уголки Земли, которые мне особенно близки внутренне, где я мечтал бы пожить.

Я проехал практически по всем побережьям мира, и мне кажется, прибрежные зоны наиболее интересны в плане природы. Одна из самых предпочтительных - район Северо-Западной Америки, от Аляски до Сиэтла, и, прежде всего, Британская Колумбия в Канаде. Это потрясающие места! Природа, кстати, один в один наша, но намного лучше сохранившаяся.

Нравятся также побережье Страны Басков, Адриатика… А когда я побывал в Коста-Рике, то у меня промелькнула мысль: если где-нибудь и снимать фильм про Рай, то непременно в этих местах.

- А какие кусочки нашей планеты оказались самыми сложными для прохождения маршрута?

Северное побережье. Это очень непростые для путешествий районы, очень суровые для жизни, но обладающие особой, магической красотой и притягательностью! Люди, которым довелось там обосноваться, навсегда больны Севером...

Еще одна непростая зона - пустыни. Сначала я немного побаивался их, но после того, как пересек парочку, понял, что это идеальное место для размышлений. Нигде так классно не думается, и нигде вы не увидите таких шикарных звезд! За время пути удалось пересечь 8 пустынь.

Южная Ангола 1994г.

- Я читала историю про одну такую пустыню, а точнее, концлагерь в Анголе, из которого вы чудом выбрались…

Да, пришлось непросто. Во-первых, в Южную Анголу я попал в разгар сухого сезона. Во-вторых, за 20 лет непрекращающейся войны местность перестала соответствовать картам. Поэтому через 40 километров после города Намибе дорога практически исчезла, хотя карта говорила об обратном, и я планировал доехать до места, где можно было пополнить запасы. В итоге, добравшись до запланированной точки, увидел руины. Жара 40 градусов, вокруг - пустыня, и дальше на 130 километров воды и населенных пунктов нет… Спасла небольшая «лужа», оставшаяся от реки.

Вообще, основная проблема в пустыне - вода. У меня было несколько емкостей общей вместимостью 17 литров. Этого запаса хватало на 3–4 дня, потом нужно было искать новый источник. Пришлось стать следопытом - ведь животные тоже стремились на водопой.

Однажды следы пошли не вниз, а вверх - и оборвались на камнях. Хотел уйти, но внутренний голос говорил: «Ищи!» А потом услышал птичий щебет, что было совсем уж невероятно. Пошел на звук и чуть не рухнул в… колодец, выдолбленный прямо в скале. Вода была сказочно чистой, холодной и вкусной. Увидеть его можно было, только подойдя вплотную. Вдоволь напившись и пополнив запасы, я заметил змею: около метра в длину и сантиметров 7 в диаметре. Ядовитое пресмыкающееся стало в тот день моим обедом.

Когда позже приехал в Кейптаун, на встрече в консульстве меня спросили, в каком месте я выходил из Анголы. Показал. Один из сотрудников очень удивился. На этом участке у Ангольского правительства раньше располагался концлагерь. Без забора. Ведь все и так знали, что выйти оттуда невозможно. Хорошо, что я этого не знал.))

Умом понимал, что шансов на выживание действительно было очень мало. Но, странное дело, я тогда совсем не ощущал страха. Просто делал все возможное и невозможное для своего спасения. Считаю, что человеку бояться в этом мире нечего, кроме собственной дурости. Многие люди, оказавшись в экстремальных ситуациях, погибают именно из-за страха. Ученые это выяснили давно.

- Посоветуйте путешественникам, как себя вести в сложной ситуации.

Совет на все случаи у меня один: не полагайтесь на чужие советы. Все проблемы нужно решать творчески, исходя из конкретной ситуации. Если начнете действовать в соответствии со стереотипами, то, скорее всего, усугубите проблему.

Хотя один совет все же дам: слушайте себя! Я всегда с большим доверием относился к внутреннему голосу. Но его можно услышать лишь в расслабленном состоянии. Если вы напряжены, то подсказку получить вряд ли сможете.

Маршрут

Жизнь - велосипед в движении

- Велосипед - одиночный транспорт, можно все время оставаться наедине со своими мыслями. Как внутренне вы изменились за время пути?

Сложно заметить какие-то перемены в самом себе. Но если говорить полушутя, то, мне кажется, я стал мудрее. Не умнее, а именно мудрее. Получил ответы на некоторые личные вопросы из разряда вечных.

Важно понимать, почему эти вопросы считаются таковыми. Марксизм учил: вечные они потому, что нерешаемые, и нечего заморачиваться. Меня этот посыл никогда не устраивал. Я разобрался и понял: суть в том, что каждый человек снова должен сам для себя их решить.

- И какие ответы удалось получить?

Спрашивал себя: почему у человечества столько проблем? Размышлял над этим несколько десятков лет и пришел не к самому простому для понимания ответу. Попробую объяснить.

Материя противостоит хаосу (энтропии), организуясь. Живая материя защищается путем организации в открытую систему. Она обменивается с окружающим миром информацией и энергией, размножаясь, повторяя свои элементы. Но есть и другой способ сопротивления хаосу - организация материи в закрытые системы. Как пример - кристаллы, которые, сформировавшись, сохраняются за счет максимальной закрытости от внешних воздействий.

Когда общество стремятся организовать по модели пирамиды (все государства так устроены), то пытаются превратить его в закрытую систему. Ни к чему, кроме разрушения и гибели, это привести не может…

Об этом в аллегорической форме сказано во всех древних источниках. К примеру, в Библии описан райский сад - Эдем. То есть общество не нужно строить, изолировать - его важно возделывать, как сад, сохраняя максимальное количество разнообразных элементов. А задача каждого человека - оставлять сознание открытой системой, уважая чужое разнообразие и не навязывая свои убеждения.

Политика - грязное белье человечества

Автопротрет

- Каков главный вывод вашего путешествия?

Убежден, что сейчас мы переживаем последние времена политического устройства. Ведь человечество еще «младенец», а каждому новорожденному приходится менять пеленки. И недаром говорят, что политика - грязная штука. Получается, что она - грязное белье человечества.

Мне один полковник в Йемене сказал: «Без политики жизни нет!» А я ему ответил: «Без нее она только начинается!» Однажды грязные пеленки заканчиваются, а ребенок продолжает развиваться и обучается необходимым действиям по уходу за собой. Обходиться без политики - это есть простейший гигиенический навык для общества.

- Следуя вашей логике, границы между странами, с которыми у вас, кстати, было много проблем, не нужны?

Считаю, что мир един. Если его и можно как-то условно разделить, то на континенты, географические зоны. А межгосударственные границы - это абсурд. В большинстве случаев с обеих сторон - люди, часто родственники.

Все это нужно политикам, которые живут в столицах и между собой договариваются: «До забора мы стрижем этих баранов, а после забора - вы». Все время что-то делят… Границы могут быть нерушимы только в одном случае: если они станут символическими.

Дом мужчины - мир

Сибирь

- Что такое для вас дом?

Есть хорошая фраза на этот счет: «Мир женщины - дом, дом мужчины - мир».

Так сложилась жизнь, что я много переезжал. Родился на Урале, в селе Карлыханово, потом отправился с родителями в Свердловск, где за 20 лет мы поменяли 15 адресов. С 1989 года живу в Питере, успев сменить место жительства пять-шесть раз. Существует на свете уголок, который я считаю своим родовым гнездом, - дом бабушки в деревне, но, увы, сейчас это, по сути, руины.

Очень часто ловлю себя на ощущении, что нигде на этой планете не чувствую себя вне дома. Конечно, чиновники мне все время пытались объяснить, что я чужак. Меня всегда это удивляло. Ведь сотрудник, скажем, посольства - такой же, как и я, один из 7 миллиардов человек, живущих на Земле, не более. И все люди в этом огромном доме просто постояльцы. От их совести и интеллекта зависит, какой они после себя оставят «квартирку» потомкам. То место, где мы живем, хорошо бы сохранять и поддерживать. Судя по состоянию природы, не всем это понятно.

- А как же дом - семейный очаг? У вас была семья, когда вы путешествовали?

Да, и все 10 лет основного этапа путешествия моя жена была домохозяйкой. В пути я зарабатывал рисованием портретов и отправлял деньги домой. Правда, после окончания основного этапа, в Монреале, где прожил почти полгода, некоторое время торговал мороженым с тележки.

Когда вернулся домой, денег стало совсем мало, и та семья разрушилась. Сейчас у меня другой (счастливый) брак, но со своими сыновьями я не перестаю общаться.

- Как считаете, чему важному вам удалось научить сыновей?

Стараться жить по законам этого мира, сохранять свое сознание открытым.

Владислав Кетов

Досье

Владислав КЕТОВ, путешественник, художник, действительный член Русского географического общества.

Образование: факультет искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета (УрФУ).

Интересы: путешествие, искусство, бильярд, охота, стрельба.

Псевдоним: Аскетов.

Патент: 30 сентября 1988 года в Советско-Американском фонде «Культурная инициатива» был зарегистрирован патент № 3101 «Одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов на экологически чистом транспорте».

Название проекта путешествия: «ЭДЕМ». Сочетание русской и английской аббревиатур - этическое и экологическое движение. Эмблема - два переплетенных сердца.

Высказывание: Каждый человек - это вектор, часть огромной системы под названием Жизнь. Сумма всех векторов дает сдвиг системы в ту или иную сторону. Усилия любого из нас меняют будущее.

Дети: три сына.

Текст: Марина Чайка. Фото: архив Владислава Кетова.

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов — Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Имеет звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1).

Родился 10 февраля 1949 года в селе Карлыханово Белокатайского района Башкирии. Детство провёл в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1968 — 1971 г. служил в погранвойсках на Амуре на советско-китайской границе.

В Свердловске работал художником-оформителем, художником-скульптором, декоратором, техником-конструктором и зав.постановочной частью кукольного театра, занимался дизайном интерьеров. В 1977 году закончил отделение искусствоведения Уральского государственного университета. Диплом писал о портретном рисунке, которым занимается всю жизнь.

В 1979 году переехал в Питер и пошел вольнослушателем в Мухинское художественное училище, или «Муху». Год активно посещал сразу три группы подкурсов и факультатив по рисунку обнажённой натуры. Затем поступил в Академию художеств тоже вольнослушателем, там занимался ещё два года.

В 1983 году создал творческое объединение «ОБРАЗ» и руководил им до 1991г. С 1986 года организовывал первые свободные выставки-ярмарки в Ленинграде, работал по договору в Павловском дворце — рисовал графические портреты.

1983-1990. Инструктор велотуризма — штурман и руководитель более 10 велопоходов (от первой до пятой категорий сложности): Карельский перешеек, Крым, Кавказ, Карпаты, Саяны, Алтай, ГДР, Польша.

1983. Совершил свой первый дальний одиночный веломаршрут: Ленинград — Куйбышев — Уфа — Свердловск. 2 200км. В ходе этой поездки пришла идея первого в истории путешествия действительно вокруг земли — то есть вокруг суши, вдоль контура континентов.

30 сентября 1988. Идея путешествия запатентована в Советско-американском фонде «Культурная инициатива». (Патент № 3101).

С 14 мая 1991 года по настоящее время осуществляю первое в истории путешествие действительно вокруг земли — вдоль береговой линии континентов.

1995. Организация ООН по проблемам окружающей Среды — UNEP присвоила статус своего представителя — UNEP globetrotter.

2003. Туристско-спортивным союзом России Госкомспорта РФ присвоено звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1) «за совершение уникального, первого в истории человечества путешествия вокруг земли вдоль береговой линии континентов». К настоящему времени преодолено 155 000 км по территории 93 стран .

За время путешествия нарисовал многие сотни портретов, и теперь они висят в домах у людей со всех континентов, кроме Антарктиды. За десять лет пути больше всего портретов нарисовано в Польше, Париже, испанском Кадисе, в Риме, Афинах, Дакаре, Кейптауне, в Найроби — в штаб-квартире UNEP, в Сан-Франциско и Монреале. За последние годы самая значительная серия портретов создана на русском севере от Мурманска до Ямала.

2010. Преподавательская деятельность в StArtАкадемии — Центре графики, живописи и дизайна. Проводил мастер-классы по графическому портрету и рисунку обнажённой натуры.

C 13 мая по 13 сентября 2010 года прошёл российский этап проекта от Оленегорска Мурманской области до Советской Гавани Хабаровского края. Таким образом, контур Старого Света замкнул вариантом «В» — на велосипеде, проехал за 105 ходовых дней 10620 км.

С 5 мая по 30 августа 2011 года осуществил Североамериканский этап, вновь по варианту «B» — bicycle. По аналогии с российским этапом проехал на велосипеде по северу Америки от Атлантического океана (Блан-Саблон, Канада) до Тихого океана (Сьюард, Аляска, США) и замкнул контур Нового Света. Пройдено 10 086 км через восемь провинций Канады и Аляску (США).

С 13 мая по 03 июня 2012 года завершил велосипедную часть проекта этапом «Балтия» от Бранево (Польша), где начинал проект в 1991 году, по береговой линии Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской области с финишем у Медного Всадника в Петербурге. Пройдено 1750 километров.

Итог проекта — за 21 год и 21 день пройдено 4 континента, 96 стран, свыше 167 000 километров.

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов - Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Биография

Родился 10 февраля 1949 года в селе Карлыханово Белокатайского района Башкирии. Детство провёл в Свердловске (ныне Екатеринбург).

1971-1977. Уральский университет, отделение искусствоведения. Разработка своей теории изобразительного искусства.

1979. Переезд в Ленинград. Работа художником, занятия в институте им. Мухиной, два года в Академии художеств.

1983. Создание студии для взрослых «ОБРАЗ» и руководство ею до 1991г. В годы перестройки - организатор первых свободных художественных выставок-ярмарок.

1983-1990. Инструктор велотуризма - штурман и руководитель более 10 велопоходов от 1й до 5й категорий сложности: Карельский перешеек, Крым, Кавказ, Карпаты, Саяны, Алтай, ГДР, Польша.

1983. Первый дальний одиночный веломаршрут: Ленинград - Куйбышев - Уфа - Свердловск. 2 200км. В ходе этой поездки пришла идея первого в истории путешествия действительно вокруг земли - то есть вокруг суши, вдоль контура континентов.

30 сентября 1988. Идея путешествия запатентована в Советско-американском фонде «Культурная инициатива». (Патент № 3101).

2003. Туристско-спортивным союзом России Госкомспорта РФ присвоено звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение №1) "за совершение уникального, первого в истории человечества путешествия вокруг земли вдоль береговой линии континентов" .

Путешествие

Путешествие Владислава Кетова является уникальным по нескольким параметрам: по способу передвижения (разными видами экологически чистого транспорта, большая часть на велосипеде), по идее маршрута (вдоль единственной естественной линии, которая есть на любой карте мира - контуру континентов), и по протяженности (более четырёх экваторов).

Впервые один человек, совершенно автономно, без всякого сопровождения, объехал на велосипеде Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки (кроме арктического побережья), преодолев 144 000 километров.

Пройдено 93 страны, 8 зон боевых действий (Югославия, Ближний Восток, Западная Сахара, Ангола, Мозамбик, Северо-Восточная Африка и Аравийский полуостров, Камбоджа, Колумбия).

На пути преодолены пустыни: Синайская, Западная Сахара, пустыня Намиб, Восточная Сахара, Аравийская пустыня, Наска, Атакама и другие аридные зоны; горные районы: Пиренеи, горное побережье Южной Европы и Малой Азии, горы Атлас, береговые нагорья Намибии и Южной Африки, Береговые хребты тихоокеанского побережья Северной Америки, горы Гватемалы и Никарагуа, Анды, в том числе в последних 5 раз горные перевалы выше 3 000 м.

Проект «ЭДЕМ»

Этапы путешествия

1991-2000. Совершенно автономно, на велосипеде объехал по контуру: Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки...

  • Европа и Малая Азия: (14 мая 1991 - апрель 1993)

Россия - Польша - Германия - Дания - Германия - Голландия - Бельгия - Франция - Испания - Португалия - Испания - Франция - Монако - Италия - Словения - Хорватия - Венгрия - Югославия - Албания - Греция - Турция - Сирия - Ливан - Кипр - Израиль

  • Африка и Аравийский полуостров: (апрель 1993-ноябрь 1995)

Египет - Тунис - Алжир - Марокко - Западная Сахара - Мавритания - Сенегал - Гамбия - Гвинея Биссау - Гвинея - Кот Де Ивуар - Гана - Того - Бенин - Нигерия - Камерун - Экваториальная Гвинея - Габон - Конго - Кабинда - Ангола - Намибия - ЮАР - Мозамбик - Танзания - Кения - Эфиопия - Джибути - Йемен - Оман - ОАЭ

  • Азия: (декабрь 1995-октябрь 1997)

Иран - Пакистан - Индия - Бангладеш - Мьянма(Бирма) - Таиланд - Малайзия - Сингапур - Малайзия - Таиланд - Кампучия - Вьетнам - Гонконг - Китай - Россия

  • Америка (26 сентября 1998-14 ноября 2000)

Канада - США - Мексика - Гватемала - Сальвадор - Гондурас - Никарагуа - Коста Рика - Панама - Колумбия - Эквадор - Перу - Чили - Аргентина - Уругвай - Бразилия - Гвиана - Суринам - Гайана - Венесуэла - Колумбия - Белиз - Мексика - США - Канада

  • 14 июня 2005 - 13 сентября 2005.

Россия – Норвегия – Швеция – Финляндия. Дистанция – 9200 км.

  • 3 июля 2006 - 13 августа 2006

Города: Гомер - Солдотня - Анкоридж - Гленналлен - Ток - Клюкван - Хайнес - Джуно - Петербург - Принц Руперт - Террас - Принц Джордж - Лиллует - Ванкувер. Дистанция – 3350 км.

1 июля 2006 года путешественник и художник, Владислав Кетов отправляется на очередной этап своего главного проекта - путешествия вокруг земли . В этот раз ему предстоит проехать на велосипеде 4000 километров по территории Канады и США (Аляска).

Немного истории:

В 1991 году Владислав Кетов отправился в первое в истории человечества, путешествие действительно вокруг земли - вдоль береговой линии континентов на экологически чистом виде транспорта.

За 10 лет он проехал на велосипеде 93 страны (141.000 км). Основную часть пути Владислав Кетов проехал без финансовой поддержки, зарабатывая в пути мастерством художника.

Перед началом североамериканского этапа мы встретились с Владиславом, он поделился информацией о предстоящем путешествии, и ответил на несколько вопросов.

Владислав, расскажите, пожалуйста, о предстоящем этапе.

«Это - непройденный ранее участок от Гомера до Ванкувера.
Когда я начинал Американский этап своего путешествия в 1998 году, у меня были сведения, что там нет дороги вдоль берега, сейчас информации больше…».

Предполагаемый маршрут: Старт из города Гомер (Homer)-> американская дорога № 1-> 3-я американская дорога->3-я канадская дорога->7-я американская дорога->паром до Петербурга (США) ->37-я канадская дорога->99 канадская дорога-> Ванкувер (Vancouver).

Путешествуя, Владислав стремится приобрести местную топографическую карту с более подробной информацией и вносит в маршрут необходимые корректировки.

Маршрут проходит по территории двух стран - США и Канады.
Если смотреть по карте, то на пути встречается много небольших поселений с очень русскими названиями, например - «Soldatna» или «остров Куприянов».

Удивительно, что на Аляске (США) есть город с названием Петербург! Владислав Кетов хотел бы посетить его.

На пути следования такие города, как: Anchorage (крупный город-порт, в котором находятся музей индейцев Арктики и эскимосов и памятник знаменитому Джеймсу Куку), Tok, Silver City, Hainnes и др.
Интересно, что город Ванкувер - конечная точка этапа, назван в честь английского мореплавателя, участника 2-й и 3-й экспедиций Дж. Кука (1772-1779 гг.) - Джорджа Ванкувера.

Маршрут Гомер-Ванкувер протяженностью около 4000 км Владислав планирует проехать за 43-45 дней. Средняя температура воздуха на протяжении маршрута около +14-16 (oC).

Североамериканский этап - это путешествие в мир, который описывали в своих романах Джек Лондон и Эрнест Сетон-Томпсон. Мир красоты дикой природы и легенд индейцев - коренного населения Северной Америки.

Владислав, можно ли, имея лишь желание, без физической подготовки отправиться в подобное путешествие?

Стоп-стоп. Идея совершить путешествие действительно вокруг земли пришла мне в 1983 году, в 1988 она была запатентована, и только в 1991 я стартовал. Все 8 лет до его начала я занимался велотуризмом, прошел велопоходы от 1-й до 5-й категории сложности в разных качествах, чаще всего штурманом или руководителем.

Вообще для того, чтобы достичь успеха в любом деле, требуется три слагаемых: хотеть, сметь и уметь.

Проводятся ли во время путешествий исследования окружающей среды?

К сожалению, нет. Исследовать во время путешествия можно не только окружающую среду, но и биомедицинские показатели человеческого организма. Я всегда к этому готов.

Это же бесценный опыт, такого не делал ни один человек.
Странно, что ни одна организация не проявила к этому интереса.

Да, пока это так…

Владислав, будет ли информация, собранная за годы путешествия систематизирована и представлена, например, в печатном виде?

Да, (показывает многочисленные папки и коробки в шкафу) - это пленки и диски с цифровыми фото. Также есть дневники - информация, записанная на диктофон.
Сейчас уже опубликовано несколько статей в петербургском журнале «Автобус» и в японском журнале «Костёр».

Часто в интервью Вы говорите о том, что все проблемы человечества оттого, что мы живем не по реальным природным законам. Как Вы считаете, может ли человек, как отдельная личность, изменить свою жизнь, начать жить по законам природы? Каким вопросом он должен задаться в первую очередь?

- Да, одним. Неправильным. (Улыбается). «А что я могу сделать один?»
Лет 40 назад в студенческом театре МГУ была любопытная постановка. На сцену выходил один человек, и говорил - «Ну что я мог сделать один?». Потом выходил второй, и говорил немного другой интонацией то же самое. И так в ряд становилось человек 15, после чего они поворачивались и, маршируя, покидали сцену, скандируя «Ну что я мог сделать один?»…

Каждый человек - как вектор большой системы Жизнь на планете Земля. Сумма всех векторов дает изменение положения системы в ту, или иную сторону. И никто не может с уверенностью сказать, что именно его вектор не повлияет на это положение…

Самое главное - человек должен постоянно меняться, узнавать новое, заниматься чем-то, что ему по душе. И не важно, будет ли это путешествие вокруг земли, или изучение десяти травинок. Это все вполне сопоставимо, космос и микромир.


Индия, 1996 год

Вы преподаете рисунок в воскресной школе при галерее Третьякова, хватает на это времени?

Не хватает. (Улыбается). Но занятия в основном начинаются в сентябре-октябре, и заканчиваются в мае-июне.
В школе учатся взрослые, по 4 занятия в месяц. Ещё в 1983 году я создал студию для взрослых «ОБРАЗ», которая существовала до 1991 года. У меня ещё с университета сложилась своя теория искусства. На её основе разработана программа, по которой и проводится обучение.
Удивительно, как быстро происходит творческий рост, когда человек не путается в понятиях и понимает суть предметов и явлений.

Владислав Кетов знает, что даже один человек может повлиять на весь мир. Он грустит оттого, что люди придумывают себе несуществующие границы и законы, и радуется тому, что случаются чудеса.

После североамериканской части проекта, останется самая сложная - арктическая часть пути. Ехать на велосипеде там, разумеется, невозможно.

Для прохождения этого этапа понадобится вездеход, дирижабль или вертолет особой конструкции, с экологически чистым двигателем.

И уже сейчас Владислав Кетов готовится к осуществлению этой идеи и приглашает к сотрудничеству в организации путешествия.

А сегодня, на этапе Гомер - Ванкувер, пожелаем ему счастливого пути и хорошей погоды!


Справочная информация:

Большая часть Северной Америки располагается в холодном и умеренном термических поясах, здесь холодная зима и сравнительно теплое лето. Зимой выпадает снег, летом идут дожди, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной.

Природа Северной Америки схожа с русской природой. Она очень разнообразна, многие природные комплексы уникальны: рощи гигантских секвой, огромные озера, области грязевых вулканов и гейзеров, каньоны (глубочайшие речные долины).

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы, в основном из Великобритании. Это американцы США и англо-канадцы, они говорят на английском языке. Потомки переселившихся в Канаду французов говорят на французском языке. Коренное население материка - индейцы и эскимосы. Они заселяли Северную Америку задолго до ее открытия европейцами.

Контакт с Владиславом Кетовым по e-mail: [email protected] , сайт