Как правильно вести себя во время посещения церкви. Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции Как правильно прикладываться к мощам святых

14.03.2014

Часто верующие люди приходят в церковь, чтобы приложиться к иконам. Поэтому важно понимать, как это делать правильно. Когда вы поставили свечу у алтаря и решили приложиться к иконе, необходимо:

— соблюдать обычаи;
— не мешать другим христианам, которые пришли молиться в церковь;
— делать это с поклонами и соответствующими молитвами.

Если возникают вопросы, следует обратиться к священнику. Но только до службы или после нее, чтобы не мешать проводить ему обряд. Он подскажет, куда и каким образом нужно целовать икону, а когда к ней прикасаются только лбом.

Прикладываться, или как еще говорят — лобызать, можно:

1. Святую Евангелию;

2. Мощи святых;

4. Любые иконы.

Что означает прикладывание к иконе

Это действо следует совершать благоговейно и спокойно, произносить в мыслях молитву, дважды перекреститься, дважды поклониться и только тогда можно приложиться к иконе. Потом снова следует перекреститься и поклониться. Нужно совершать поясные поклоны, то есть такие, когда рукою касаются земли.

Если вы решили приложиться к Кресту или праздничной иконе, необходимо соблюдать благочестие и правила. А это означает, что женщины должны сначала пропустить перед собою детей, дальше — мужчин и людей преклонного возраста. Прежде чем подойти к иконостасу, верхнюю одежду, большие сумки и другие отвлекающие предметы нужно оставить в уголке.

Как следует прикладываться к разным иконам

Если человек преисполнен глубокой веры, то он прикладывается губами. Это дань любви и уважения к тому, кого он видит на иконе. В касании губами проявляются глубокая вера с любовью, смирение с благочестием. Если прикоснуться к иконе лбом, это будет означать «обнимаю». У каждого свой способ приближения к Богу или святым. Если вы веруете иконе, то прикладывание к ней — своего рода чествование лика, изображенного на иконе. То есть вы как бы мысленно прикасаетесь к самому лицу.

Когда вы целуете икону Спасителя, то прикасайтесь к ногам, а в поясном изображении — к его рукам. Если вы целуете икону Божьей Матери или любого из святых, то губами прикасайтесь к их рукам. Когда на иконе изображен Нерукотворный образ Спасителя, целуют край плата с очерченным ликом. Если перед вами икона Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, целовать следует изображенные волосы.

Есть иконы, изображающие нескольких святых. В этом случае прикладываются к руке только одного из них. Тогда вы не станете задерживать молящихся христиан, следующих за вами. Сами изображенные лики Христа, Божьей Матери, святых угодников целовать не следует.

К святым мощам следует прикладываться, перед тем дважды поклонившись и мысленно произнося молитву. По одному разу прикладываются только к голове святого или же к его ногам и голове. После этого отойдите в сторону, тогда вы не будете мешать молящимся. И тогда сделайте третий земной поклон.


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...



Ориентироваться в текущих праздниках, постах, днях памяти святых и во всей достаточно непростой логике богослужебного года поможет церковный календарь. Церковный календарь — специальное ежегодное издание...



У многих из нас, даже не очень сильно верующих, возникает желание,хоть раз в какойто переуд пойти в церковь, помолиться и поставить свечку. Ставя свечку во здравие, помните, вы исполняете неопределённый ритуал, ...

В храм приходят с благодарностью к высшим силам или с покаянием в совершенных греховных поступках. Священнослужители не осуждают тех, кто не знает правил поведения в храме. Чтобы вести себя подобающе, достаточно поинтересоваться у работников церкви или ознакомится с правилами в церковной литературе.

Для верующих людей не возникает вопросов о том, как вести себя в церкви правильно. В основном, такими вопросами интересуются туристы или люди, придерживающиеся других вероисповеданий, которые оказались первый раз в церкви.

Подготовка к посещению

Посещение церкви должно начинаться с подготовки дома . Кроме чистоты духовной, следует позаботиться и о чистоте тела и одежды.

  1. Если предстоит утреннее посещение храма, нужно после умывания произнести слова благодарности в молитве за то, что ночь прошла мирно и спокойно. Необходимо прочесть главу из Евангелие или сокращенный молитвослов.
  2. Подготовить одежду. Для посещения храма женщинам стоит отказаться от брюк, коротких юбок и декольте. Одежда не должна быть яркой или слишком открытой. Приветствуется или полное отсутствие макияжа, или он должен быть неброским и не вызывающим.
  3. От утреннего приема пищи стоит воздержаться, исключение составляют больные, дети и беременные женщины.

Внутреннее устройство храма

Площадь церкви делится на алтарь, храм и притвор . Алтарь и храм разделены иконостасом. К алтарю ведут царские врата, а также северные и южные. Женщины не имеют права находиться в алтаре. Мужчинам вход в алтарь может разрешить священник, для этого они пользуются северными и южными вратами, а священнослужители могут входить через Царские врата.

Площадка, находящаяся на возвышении, в непосредственной близости к алтарю называется солеей. Только священнослужитель может дать разрешение подняться на солею или амвон (центральная часть солеи).

Как правильно заходить в церковь

Прежде чем прийти на службу, надо узнать, когда она начинается . Обычно расписание можно увидеть на дверях церкви или в церковной лавке.

Входя в церковь, мужчины должны снять головные уборы, а женщинам напротив, нельзя входить в православный храм, не покрыв голову платком или шарфом. Причем голова должна быть покрыта и у замужних, и у незамужних женщин, маленьким девочкам также рекомендуется следовать примеру мам и бабушек.

Тем, кто забыл об этом, платок предложат в церковной лавке . Важно не забыть его вернуть после посещения. Если женщина пришла в брюках, ее, конечно, не выгонят, но предложат специальную юбку.

Нужно выключить мобильный телефон, или отключить звук на нем, чтобы он не мешал другим прихожанам.

У входных дверей необходимо сделать три поклона и перекреститься три раза, при этом произнося слова молитвы: «Боже, очисти мя грешного и помилуй».

После входа прихожане оказываются в притворе . Это пространство, ведущее от входа в сам храм, своеобразный коридор. Притвор - это место, где соприкасаются земное и божественное. Притвор выполняет и практическую функцию. Если у церкви нет отдельной лавки, то именно здесь продают свечи, принимают записки за здравие и упокой, заказы на молебны и панихиды.

Некрещенным и женщинам во время критических дней запрещено проходить дальше притвора.

Поведение во время службы

В православных церквях и храмах верующие во время служб стоят. Только престарелым или больным людям можно сидеть. Для этого вдоль стен устанавливаются специальные лавки и стулья. Однако и больным и немощным людям рекомендуется, по возможности, встать во время чтения Евангелия.

Звон колоколов предвещает о скором начале службы. Церковным обычаем мужчинам предписано занять правую сторону, а женщинам левую. Обратите внимание, каких норм еще следует придерживаться:

Во время службы есть несколько моментов, когда верующие должны склонить голову . Обратите внимание, что это необходимо сделать в следующих случаях:

  • священник проходит с кадилом;
  • при открытии и закрытии Царских ворот;
  • во время произнесения возглашения «мир всем»;
  • во время благословения Евангелием;
  • после произнесения «Головы ваши Господеви преклоните».

Как ставить свечи

Строгой инструкции, как ставить свечи нет. Свечи можно приобрести в церковной лавке, а деньги за продажу свечей считаются добровольными пожертвованиями .

Как правило, в первую очередь ставят свечку перед иконой, находящейся на аналое. Это значит, что в этот день отмечается ее праздник.

Свечи можно ставить с разных сторон подсвечника, обеими руками. Свечку не зажигают от лампадки, правильнее зажигать от соседней свечи. Низ свечи надо чуть-чуть расплавить, потом установить ее в ячейке. Если свеча не зажигается, поставьте ее в подсвечник незажженной. Церковные служители сами зажгут ее.

Обратите внимание на то, что свечи за здравие , с молитвой о помощи в делах можно ставить у любой иконы. Вы можете уточнить в лавке, к какому именно святому стоит обратиться с той или иной просьбой.

За упокой свечи ставятся отдельно. Для этого есть специальный столик, называемый канун. На нем установлено распятие и есть ячейки для свечей. Иногда вместо ячеек стоит большой ящик с песком, куда ставятся свечи. В современный храмах рядом с кануном, например, на стене, прикрепляется текст молитвы за усопших.

Если вдруг вы поставили свечу о здравии человека, а потом выяснилось, что он уже умер, не стоит переживать. Для Бога мы все живы.

Как прикладываться к иконе

Перед иконой необходимо поклониться два раза , одновременно с этим креститься. Затем поцеловать икону и опять перекреститься с поклоном.

Губами прикасаться к лику святых запрещается, но можно приложиться к изображению рук, или это может быть край одежды Спасителя или святых. При прикладывании к кресту, поцелуй должен быть у ног Спасителя. Девушки должны учесть, что им нужно стереть помаду с губ.

Можно услышать такое мнение, что прикладывание к иконе негигиенично. Но служители церкви утверждают, что ученые доказали отсутствие микробов на иконах в церкви.

Прикладываться к иконам или нет - это личное дело каждого. Целуя икону, верующий выражает трепетную любовь, никто не заставляет этого делать.

Общение со священником

Приветствие священнослужителя должно начинаться со слов «Благословите». Употребление привычного «Здравствуйте» в храме неуместно. Священник ответит «Бог благословит» и крестит, после чего он кладет свою руку в ладони, ее нужно поцеловать. Считается, что во время поцелуя благословляющей руки, человек соприкасается с Христом.

Прощаются со священнослужителем тем же «Благословите» .

Перед уходом из церкви необходимо трижды перекреститься произнося молитву и кланяясь.

Православная вера укрепляется и все больше людей приходит в церковь. Но, посещая церковь, многие не знают, как вести себя в церкви правильно. В церковном мире должны соблюдаться определенные требования. Хоть правила поведения в православном храме, на первый взгляд, покажутся труднозапоминающимися, при повторных посещениях церкви и при обращении внимания на поведение других прихожан, выполнение их не потребует усилий.

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Стоя в очереди, следует подходить к иконе в должном порядке, не спеша и не толкаясь, с чувством глубокого благоговения, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. В таком же расположении христиане должны подходить к Святому Евангелию, Кресту, мощам, потому что они являются также великими святынями.

Прикладываясь к изображению Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть нарисовано несколько священных лиц, но при стечении молящихся или большой очереди, целовать её полагается один раз, дабы не задерживать других, не искушать и тем самым не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго(ую)" или "Без числа согреших, Господи, помилуй мя".

Перед иконой Пресвятой Богородицы произносить: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Перед честным Животворящим Крестом Господним читают следующую молитву: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим", с последующим поклоном.

Перед изображением святого: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного».

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Кланяясь иконе, мы воздаём уважение Господу, Пречистой Богородице, всем святым. Можно сказать, это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека - мамы, папы, бабушки... Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа, мы словно целуем руку Самого Христа.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: "Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней". Данным догматом установлено воздавать иконам "почитательное поклонение" и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: "Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному".

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, "богословие в красках" раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

Традиционно иконы сияют золотом и яркими красками. У каждого цвета своё место, своё особое значение:

ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю, ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом, спасение и преображение человеческой души также сравнивается с ним. Как самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы святых, сияние вокруг фигуры Христа, одежды Спасителя, Богородицы и ангелов - всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому часто заменялось другими, семантически близкими цветами: красным, зелёным, жёлтым, охристым.

Почему именно золото? Потому что оно является символом негаснущего сияния, к тому же у молящегося христианина не должно быть никаких ненужных или отвлекающих ассоциаций, как, например, при взгляде на чёрный, зелёный, оранжевый или фиолетовый.

ЗЕЛЁНЫЙ символизирует вечную жизнь и цветение, считается цветом Святого Духа. Он природный и живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зелёным писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

ЖЁЛТЫЙ фон наиболее близкий по спектру к золотому, является часто заменой либо напоминанием о нём.

КОРИЧНЕВЫЙ - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

БЕЛЫЙ цвет и свет одновременно. Он символизирует чистоту, святость, непорочность, причастность божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа, например, в композиции "Преображение". "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить." (Мк. 9:3).

Белому противостоит ЧЁРНЫЙ, не имеющий света и поглощающий все цвета. Чёрный, как и белый, употребляется в иконописи редко, потому что символизирует ад, максимальную удалённость от Бога - источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде чёрной зияющей пропасти, бездны, которая разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах. Это хорошо видно на иконе "Воскресение"/"Сошествие во ад".

В композиции "Распятие" под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра, здесь видна голова Адама - первого согрешившего человека. Христос же принял все грехи рода человеческого на Себя "смертию смерть поправ", безгрешный, воскрес "...дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". (1Петр. 2:9).

КРАСНЫЙ делает иконы весьма выразительными, символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих. В русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому он стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников, им сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писался фон в знак торжества вечной жизни.

СИНИЙ и ГОЛУБОЙ цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Голубой считался цветом Пресвятой Богородицы - чистый, небесный, непорочный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Красный и синий часто выступают вместе, их сочетание являет собой природу Спасителя, земную, человеческую, небесную и Божественную. Здесь тайна Боговоплощения, тайна соединения двух миров: тварного и нетварного, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Божией Матери те же - красный и синий, но расположены в другом порядке: Небесное и земное в Ней рассматриваются иначе. Если Христос - Первичный Бог, ставший человеком, то она земная женщина, родившая Бога.

Стоит заметить, что в иконописи никогда не использовался СЕРЫЙ цвет. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом. При написании лика, идут от тёмного к светлому. Сначала кладут санкирь (тёмный оливковый цвет), производят вохрение (накладывание охр от тёмной к светлой), затем производится подрумянка и в последнюю очередь пишутся пробела (белильные движки). Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека. Особенно свет струится из глаз, озаряя весь лик святого. Свет в иконе выражен и через нимбы и через золотой фон. Говорят, икона "умирает", когда в ней исчезает внутренний свет.

Иконы - это богословие и откровение Божие на языке линий и красок. Они вещают людям о существовании и непосредственном присутствии Небесных сил. Силой своей неземной красоты, ведут к познанию Бога, являются источником благодати и устремляют к изображённым ликам благочестивые, молитвенные мысли. Через иконы люди способны общаться с Господом, Матерью Его Пречистой, ангелами, святыми угодниками, просить о ниспослании благодати, молиться за близких и родных, исцеляться от недугов, избавляться от грехов и искушений.

В Библии сказано, что верующий человек обязан посещать храм, который является домом Господним. Именно в нем можно ощутить святое присутствие Христа и вознести Ему хвалебные слова в виде молитвы. В церквях присутствует особая атмосфера благодати, которую трудно ощутить дома. Поэтому в храм ходить не только нужно, но и полезно. А чтобы не испытывать неловкость и смущение, необходимо четко знать, как вести себя в святых стенах и как правильно приложиться к иконе.

История возникновения икон

В церковных преданиях сказано, что была нарисована апостолом и евангелистом Лукой. Он изобразил на доске от обеденного стола образ Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Когда Божья Матерь увидела творение, она сказала, что с этой иконой всегда будет благодать Ее Сына. Медик и художник Лука считается первым иконописцем. С его легкой руки святые образы Богородицы, Божьих угодников и мучеников стали изображать повсеместно. А также на иконах были запечатлены и главные церковные праздники. Однако с появлением первых картин с изображением святых люди еще не знали, как правильно приложиться к иконе. Правила поведения верующих перед святыми образами были установлены позже.

Иконография

Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.

Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.

Правила прикладывания к иконам

Читая молитву перед иконой, православные верят, что она будет услышана увековеченным на ней Святым. И это действительно так.

Как правильно приложиться к иконе? Вначале нужно 2 раза перекреститься, после чего слегка приложиться губами к краю иконы, а затем лбом. Далее отойти и еще раз перекреститься. Женщины должны усвоить одно правило: перед тем, как подойти к иконе, нужно убрать помаду с губ.

Не следует целовать святой образ несколько раз и по всему периметру стекла. Ни в коем случае нельзя целовать лик святого. Если икона «поясная», нужно прикладываться к благословляющей руке. К написанной картине в полный рост прикладываться следует к ногам. Если верующий сомневается, куда поцеловать икону, лучше приложиться к ее краешку.

У иконы нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа почитать следует изображение Его волос. При поклонении кресту нужно прикладываться к ногам Спасителя.

Можно ли целовать

Многие сомневаются, можно ли целовать иконы в церкви. Вот как отвечает на этот вопрос церковь. В повседневной жизни поцелуем люди выражают свою любовь, доверие. Так же и с иконами. Когда верующий ее целует, тем самым выражает благоговение перед изображенным на ней образом.

Однако все чаще люди, далекие от православия, пытаются научить других, как вести себя в церкви правильно, и доказывают, что иконы нельзя целовать. В качестве аргумента описывают результаты экспериментов, при которых с икон снимались отпечатки. В них учеными было обнаружено много опасных бактерий, которые оставались после многочисленного прикладывания к иконе. Однако священники убеждают, что верующему человеку не стоит этого бояться. Господь охраняет прихожан. Но в качестве альтернативы предлагается просто прикладываться лбом к краю иконы в знак почитания и благоговения святому образу.

Как входить в церковь

Люди, регулярно посещающие храм, знают, как ведут себя в церкви прихожане. Однако правильны ли их действия? Обычно священнослужители разъясняют, Итак:

  1. Перед тем как перешагнуть порог церкви, нужно 3 раза перекреститься у ее дверей, сопровождая действия поясными поклонами.
  2. Мужчины в храм входят без головных уборов. Женщинам положено покрывать голову.
  3. Прихожане покупают свечи и при желании заказывают молитву о здравии или за упокой.
  4. Как одеваться в церковь? У мужчин должны быть брюки и верхняя одежда, не оголяющая их торс. Для женщин главное требование - юбка ниже колена и тоже закрытый верх.

После этих действий верующие подходят к иконам, зажигают свечи и слушают молитвы, читаемые во время литургии.

К каким иконам подходят в первую очередь

Как только верующие заходят в главную часть храма, перед ними предстает аналой с иконой того Святого, чей праздник отмечается. Рядом со Святым образом стоит крест. Перед высоким четырехугольным столиком с покатым верхом следует 2 раза перекреститься с поясным поклоном, после чего приложиться к самой иконе и кресту.

К каким иконам подходить в первую очередь после аналоя? Здесь выбор зависит от желания прихожанина. Например, можно поставить перед ним. Не будет ошибкой, если верующий подойдет к образу конкретного Святого с просьбой о здоровье и поставит там свечку. Лучше выяснить у священника, какие святые в чем помогают, и после этого подходить к конкретной иконе с молитвой.

Например, перед иконой «Неупеваемая чаша» просят избавления от пьянства. Молитва перед образом Целителя Пантелеймона помогает избавиться от серьезных недугов.

Поминать усопших нужно перед специальной иконой. Место это называется канун. Располагается оно в левой части храма и представляет собой столик из 40 свечей. Помянуть умерших разрешается при выходе из церкви. Для этого достаточно одной свечки.

Правила поведения при богослужении

Как вести себя в церкви правильно? Во время богослужения верующие должны спокойно стоять и слушать молитву или читать ее вместе со священником. Нельзя гулять по храму, ходить между царскими вратами и аналоем.

Как ведут себя в церкви вновь пришедшие, когда богослужение уже началось? Если верующий зашел в храм во время проведения службы, лучше поучаствовать в нем, а после поставить свечки Святым. Допустим, у прихожанина нет такой возможности, значит, по церкви он должен передвигаться очень аккуратно, чтобы не отвлекать других от молитвы. По окончании службы верующие выходят из храма, перекрестившись 3 раза с поясным поклоном.

Какую одежду выбрать для храма

Раньше на богослужение мужчины приходили в строгих костюмах, а женщины - в удлиненных платьях. Сейчас же все чаще прихожане приходят в Дом Божий в неформальной одежде, к примеру, мужчины позволяют себе надеть шорты, а женщины - короткие юбки и брюки.

Современная молодежь считает, что главное - не внешний вид, а то, что у человека внутри.

Как одеваться в церковь? Какими хочет видеть нас Бог в своем доме? На первых страницах Библии сказано, что одежда должна прикрывать наготу человека. Священное Писание учит одеваться людей благочестиво. Если прихожане приходят на службу в открытой одежде, они тем самым показывают свое неуважение к святыне. Она отвлекает от молитвы. Люди просто начинают рассматривать тела друг друга. Вызывающие и яркие вещи тоже неприемлемы для церкви, так как отвлекают прихожан от богослужения. Клайв Льюис писал, что мода уводит внимание человека от истинных ценностей. Даже этих слов достаточно, чтобы понять, что в церковь нужно одеваться скромно. Тело прихожан должно быть закрыто, а женщине следует отказаться от брюк на время богослужения.

Иконы в доме

Еще в древности у людей появилась традиция приносить в дом иконы, как правило, две - образ Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часто их дополняли иконами святых, чьи имена носили хозяева дома.

В современном мире этот обычай сохранился. Священники рекомендуют устроить дома молитвенный уголок. Там можно поместить иконы, небольшую лампадку перед ними. Не желательно приобретать много икон, ведь это не картины и каждому образу придется молиться. Если домашняя икона выцвела, ее нужно предать огню. Святой образ, которому молятся, всегда должен быть четким. А потому нельзя молиться искаженным от старости иконам.

Как правильно приложиться к иконе дома, и нужно ли это делать? Здесь действия верующего аналогичны церковным правилам. Так мы выражаем уважение к Святому, образ которого изображен. Поэтому после молитвы можно поцеловать иконку. В доме рекомендуется иметь иконы со святыми образами Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, мучеников Гурия, Самона и Авива, молитва которым помогает обрести семейное благополучие.

Этот вопрос при кажущейся своей поверхностной простоте представляется иерею Андрею Чиженко очень сложным.

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные – суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство – лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы – это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг – храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника – это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, – это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое – символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) – ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием – кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие – всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме – научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

Иерей Андрей Чиженко