Научно-исследовательская работа магистра. Отчет о научно-исследовательской работе магистранта

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Транскрипт

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРА Методические указания Ухта, УГТУ, 2013

2 УДК 005: (075.8) ББК я7+72я7 К 80 К 80 Крестовских, Т. С. Научно-исследовательская работа магистра [Текст] : метод. указания / Т. С. Крестовских. Ухта: УГТУ, с. Методические указания предназначены для студентов направления Менеджмент. Методические указания содержат общие требования и порядок проведения научно-исследовательской работы магистрами по направлению Менеджмент. Содержание указаний соответствует рабочей учебной программе. УДК 005: (075.8) ББК я7+72я7 Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры Менеджмента, пр. 09. Рецензент: А. П. Радкевич, доцент кафедры менеджмента УГТУ. Редактор: Ю. А. Сапрыкина. Технический редактор: К. В. Коптяева. В методических указаниях учтены предложения рецензента и редактора. План 2013 г., позиция 291. Подписано в печать Компьютерный набор. Объем 24 с. Тираж 100 экз. Заказ 280. Ухтинский государственный технический университет, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13. Типография УГТУ, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.

3 Оглавление Введение Цель и задачи научно-исследовательской работы Содержание научно-исследовательской работы в семестре Руководство научно-исследовательской работой Требования к структуре и правилам оформления отчета о НИР Контроль научно-исследовательской работы Учебно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы

4 4 ВВЕДЕНИЕ Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и составным элементом подготовки магистрантов к выполнению магистерской диссертации по направлению магистерской подготовки «Менеджмент», отражающей содержание специализированной магистерской программы «Производственный менеджмент в ТЭК» квалификации магистр. Научно-исследовательская работа предусматривает овладение обучающимися научно-исследовательской деятельностью в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент». В ходе магистерской подготовки магистранты участвуют в научноисследовательской работе на протяжении: - первого года теоретического обучения во втором семестре; - второго года теоретического обучения в первом и втором семестрах.

5 5 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Цель научно-исследовательской работы подготовить магистранта как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и к проведению научных исследований в составе творческого коллектива. Научно-исследовательская работа рассматривается как важнейшая часть системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к поиску наилучших вариантов решения социально-экономических проблем. Задачи научно-исследовательской работы в семестре дать навыки выполнения научно-исследовательской работы и развить умения: вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы; выбирать необходимые методы (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках (авторской) магистерской программы); применять современные информационные технологии при проведении научных исследований; обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научноисследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации); оформлять результаты проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (Дата введения) и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати; дать другие навыки и умения, необходимые студенту-магистранту данного направления, обучающемуся по конкретной магистерской программе. Основные задачи направлены на формирование следующих компетенций: способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3); обладать навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6); способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5);

6 6 владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6); владение методами стратегического анализа (ПК-7); способность готовить аналитические материалы для управления бизнеспроцессами и оценки их эффективности (ПК-8); - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9); - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного (ПК-10); - способность проводить самостоятельные в соответствии с разработанной программой (ПК-11); - способность представлять результаты проведенного в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12).

7 7 2. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СЕМЕСТРЕ Содержание научно-исследовательской работы магистранта соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Основными принципами организации научно-исследовательских работ в семестре (определяющими их особенности) являются: системность, практичность, комплексность, междисциплинарность, межпредметность, программный и проектный подходы. Системность. Научно-исследовательская деятельность представляет соорганизацию трех типов работ собственно исследовательских НИР (направленных на описание сложных систем и объектов деятельности), проектноаналитических работ ПАР (направленных на преобразование и изменения в системах деятельности) и опытно-конструкторских разработок ОКР (направленных на разработку технологий, меняющих сложившуюся организацию систем деятельности). Эти виды работ взаимосвязаны друг с другом и в своей связке обеспечивают полный проектно-исследовательский цикл работ. Практичность. Все виды работы (НИР, ОКР, ПАР) осуществляются для решения определенной задачи, должны иметь определенный продукт, который можно употребить в определенной деятельности. Все работы, независимо от конкретной тематики, ориентированы либо на исследование процессов управления и организации в определенной сфере деятельности (под которую осуществляется подготовка магистра), либо на разработку технологий подготовки специалистов и управленцев для определенной сферы деятельности. Комплексность, междисциплинарность, межпредметность. Стратегия научного поиска предполагает, что для решения определенной задачи рамки отдельного научного предмета, группы специальностей или отрасли науки зачастую выступают ограничением, либо сужающим саму задачу, либо закрывающим возможности ее решения. Программный подход. Функцию управления всеми видами работ выполняет образовательная программа, включающая исследовательские, проектные и опытно-конструкторские работы, направленные на формирование инновационного образовательного учреждения, разработку нового содержания и форм организации профессионального образования. Проектный подход. Исследовательские работы инициируются и планируются как важнейший вид работ, обеспечивающий реализацию проектов как

8 8 внутренних, так и внешних. При этом все проекты должны иметь соответствующее исследовательское обеспечение (как проекты организации и преобразования процессов подготовки магистров, так и внешние консалтинговые и разработческие проекты). Задачи и тип проекта определяют состав коллектива по их реализации и тематику исследовательских работ, поддерживающих и обеспечивающих проект. Научно-исследовательская работа осуществляется в форме исследовательского проекта, выполняемого магистром в рамках утвержденной темы научного по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей будущей практической работы магистранта. Тема исследовательского проекта может быть определена как самостоятельная часть научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления деятельности кафедры менеджмента. Содержание работы определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ФГОС ВПО и отражается в индивидуальном задании по научно-исследовательской работе. Научно исследовательская работа осуществляется в следующих формах: выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы; участие в межкафедральных (по направлению подготовки магистров «Менеджмент») семинарах, теоретических семинарах (по теме), а также в научной работе кафедры; выступление на конференциях молодых ученых, проводимых в УГТУ, в других вузах, а также участие в других научных конференциях; подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей; подготовка и защита научного отчета по направлению проводимых научных исследований, в том числе и с использованием средств презентации; участие в научно-исследовательских проектах, выполняемых на кафедре менеджмента в рамках научно-исследовательских программ, подготовка и защита магистерской диссертации.

9 9 Содержание научно-исследовательских работ в семестре Наименование работ Сбор материала для подготовки магистерской диссертации Подготовка реферата с обзором новых научных результатов Подготовка и проведение семинара по тематике на кафедре менеджмента Участие во внутривузовской СНТК на секции «Производственный менеджмент» Участие в ежегодной международной конференции, проводимой УГТУ «Севергеоэкотех» Участие в городских, региональных и федеральных научных конференциях Участие в конкурсах НИРС, которые ежегодно проходят в университете, других вузах, регионах и на федеральном уровне Выполнение НИР по грантам УГТУ, региона, научных фондов Участие в выполнении госбюджетных и хоздоговорных НИР Содержание работ Анализ и систематизация знаний по выбранной тематике 1. Понимание объекта и предмета. 2. Формирование цели, задач и гипотезы Уточнение целей и задач, конкретизация методики Написание статьи по тематике Написание статьи по тематике Написание статьей по тематике Поисково-преобразующие (коррекционные) работы: 1) теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика; 2) исследуемые явления, процессы, признаки, параметры; 3) субординационные связи и зависимости между ними; 4) совокупность применяемых методов, их координация; 5) порядок, применения методов и методических приемов; 6) последовательность и техника обработки и обобщения результатов Результаты работы 1. Список изученной литературы. 2. Определение проблемы. 3. Определение темы (направление) Сдача реферата 1. Разработка методики. 2. Пробное (пилотажное) исследование Статья Статья Статья отчет НИР Отчет НИР Отчет НИР

10 10 Наименование работ Подготовка и защита научного отчета по тематике Содержание работ Написание отчета по НИР по требованиям. Получение предварительных теоретических и практических выводов. Эти выводы должны быть: 1) всесторонне аргументированными и обобщающими основные итоги проведенного; 2) целесообразными и правомерными; 3) вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения Результаты работы Защита отчета по НИР Научно-исследовательская работа на I курсе предполагает деятельность по: выбору темы диссертационного и утверждению плана-графика работы над диссертацией с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; постановке первоначальных целей и задач диссертационного; определению предполагаемого объекта и предмета. выбор базы проведения; подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы. оформление предварительного обзора литературных источников по теме диссертационного, который будет основываться на актуальных научно-исследовательских публикациях, и содержать анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого. Основу обзора литературы могут составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов. Кроме этого магистрант представляет результаты исследований на научно-методическом семинаре кафедры. Научно-исследовательская работа на II курсе предполагает деятельность по оценке применимости данных разработок в рамках диссертационного, а также предполагаемого личного вклада автора в разработку темы. Результатом научно-исследовательской работы II курса будет сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией, а также представление результатов исследований на научно-методическом семинаре кафедры. По итогам научно-исследовательской работы студент предоставляет на кафедру:

11 список библиографического описания по теме магистерской дис- сертации; 11 письменный отчет в виде первого варианта магистерской диссертации; текст подготовленной статьи (доклада) по теме диссертации. Отчет по НИР, завизированный научным руководителем, представляется руководителю программы подготовки магистров.

12 12 3. РУКОВОДСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ Общее руководство работой осуществляет кафедра менеджмента, непосредственно организацию и руководство работой магистрантов обеспечивают руководитель магистранта, научный руководитель магистерской программы. При необходимости для консультаций привлекаются высококвалифицированные специалисты, систематически занимающиеся научно-исследовательской и (или) научно-методической деятельностью или иной профессиональной деятельностью, соответствующей профилю подготовки конкретного магистранта и являющимися Научный руководитель во время проведения магистрантом научного: согласовывает программу НИР и тему исследовательского проекта с научным руководителем программы подготовки магистров; дает рекомендации по изучению специальной литературы и выбору методов; осуществляет постановку задач по самостоятельной работе студентов в период практики с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для написания магистерской диссертации; проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы НИР; определяет общую схему выполнения, график проведения НИР, режим работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом научной работы студентов; оказывает помощь студентам по всем вопросам, связанным с проведением научной работы и оформлением отчета; участвует в работе комиссии по защите отчета по научноисследовательской работе. Магистрант при проведении научно-исследовательской работы: проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком НИР и режимом работы подразделения места прохождения практики; получает от научного руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением НИР; отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

13 13 4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ПРАВИЛАМ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА О НИР Общие требования к структуре и правилам оформления научных отчетов, в том числе оформление отчета по НИР выигранного гранта или оформления магистерской диссертации, установлены Межгосударственным стандартом (ГОСТ) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Структурными элементами отчета о НИР являются титульный лист, реферат, содержание (введение, основная часть, заключение), список использованных источников, приложения. Во введении дается оценка современного состояния решаемой научной необходимости проведения НИР, сведения актуальности и новизне темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами, а также указаны цели и задачи и полученные результаты. В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР. Основная часть должна содержать: а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР; б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики; в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований. Заключение должно содержать: краткие выводы по результатам выполнений НИР или отдельных ее этапов; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР; оценку экономической эффективности внедрения результатов НИР. В приложение рекомендуется включать материалы, которые нецелесообразно включать в основную часть.

14 14 5. КОНТРОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Формой контроля научно-исследовательской работы является презентация (доклад) результатов НИР на научном семинаре кафедры менеджмента. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится обсуждение с привлечением ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.

15 15 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Основная литература 1. Кукушкина, В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) : учеб. пособие / В. В. Кукушкина. М. : ИНФРА-М, с. 2. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / И. П. Пастухова, Н. В.Тарасова. М. : Академия, с. 3. Петрова, С. А. Основы исследовательской деятельности: учеб. пособие / С. А. Петрова, И. А. Ясинская. М. : Форум, с. Дополнительная литература 1. Кузин, Ф. А. Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты: практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М. : Ось-89, с. 2. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, с. 3. Основы научных исследований / Б. И. Герасимов [и др.]. М. : ФОРУМ, с. 4. Цветков, А. Н. Методы решения творческих задач в менеджменте: учебно-практическое пособие / А. Н. Цветков, В. Е. Заремба. М. : Кнорус, с. 5. Чернышов, Е. А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях: учеб. пособие / Е. А. Чернышов. М. : высшая школа, с.: ил. 6. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. 2-е изд. М. : Дашков и К, с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет экономики и

1. Нормативно-правовое обеспечение 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами: - Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 273- ФЗ «Об образовании в Российской

Структура практики включает следующие разделы: 1. Выбор проблемы научно-исследовательской работы. 2. Поиск источников необходимой информации и установление сроков получения каждого вида информации. 3.

Положение о научно-исследовательской работе магистрантов экономического факультета СПбГУ Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ Филатов М.И. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Область профессиональной деятельности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА... 3 3. СОДЕРЖАНИЕ НИР... 5 4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НИР МАГИСТРАНТА... 6 5. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» Филиал в г. Славянске-на-Кубани

2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, федеральными государственными образовательными стандартами высшего

Б2 БЛОК 2 ПРАКТИКА Вариативная часть Б2.1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) Цель педагогической практики подготовить аспиранта к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования,

Программ подготовки магистров, фиксируется в индивидуальных учебных планах магистрантов. 1.5. Содержание научно-исследовательской работы магистранта определяется в соответствии с магистерской программой,

Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СЕМЕСТРЕ Учебная программа дисциплины по направлению

Программы практик и научно-исследовательской работы При реализации данной ОПОП ВО предусматриваются следующие виды практик: - учебная - производственная; - технологическая - преддипломная; - научно- производственная;

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

Программа научно-исследовательской работы магистрантов направления подготовки 15.04.02 «Технологические машины и оборудование» / сост. А.Н. Заиин, 2015. 17 с Программа предназначена для организации и проведения

Аннотации к рабочим программам практик ОПОП «13.00.01 Общая педагогика и история педагогики и образования» по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки Б2.1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический

1 Содержание Введение. 3 1 Общие положения 4 2 Цель и задачи научно-исследовательской работы магистранта... 5 3 Содержание научно-исследовательской работы магистранта.. 8 4 Сроки проведения и основные

Аннотация ООП Основная образовательная программа подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» «Управление человеческими ресурсами» 1) Квалификационная характеристика выпускника программы 1.1.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт

1 Общие положения 1.1 Настоящее положение о научно-исследовательском семинаре в образовательной программе магистратуры (далее положение) определяет цели и задачи, порядок организации, содержание и основные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФБГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Юридический институт УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ТГУ 2012

2 Содержание I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ... 5 ЦЕЛЬ НИР В СЕМЕСТРЕ... 5 УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ... МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО (ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Центр магистратуры

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» П Р О Г Р А М М А НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Программы практик и научно-исследовательской работы В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство» раздел основной профессиональной образовательной программы магистратуры «Практики

1. Цели освоения дисциплины В соответствии с ФГОС магистр по направлению 080400 Управление персоналом должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профессиональной направленностью

1. Общие положения 1.1. Положение о научно-исследовательской работе (НИР) студентов магистратуры ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» является локальным актом Университета.

Составитель: д.э.н., профессор А.А. Мешков Рецензент: Слепенкова Е.В., к.э.н., доцент кафедры предпринимательства и логистики ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Сазанович А.Н., д.т.н., профессор Московской

1 Рецензент: д.т.н., профессор, зав. каф. Мировой экономики Байбородин Б.А. Берегова Г.М., Гедич Т.Г., Милова Ю.Ю. Программа и методические указания по прохождению научноисследовательской практики для

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И

Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Юридический институт Международного

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра мировой экономики и экономической теории Авторы-составители: Миролюбова Татьяна

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Целями освоения дисциплины являются: Научно-исследовательская работа позволяет приобрести опыт освоения концептуальных проблем технической науки, включая методы

Нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3). Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

Б2.У.1. Учебная практика по первичных и навыков Количество недель/зе - 4/6 Б2.Н.1. Научноисследовательская работа Количество недель/зе - 20/30, зачет (с оценкой) - ОК- 3 - Готовность к саморазвитию, самореализации,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КЫЗЫЛОРДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. КОРКЫТ АТА ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКЕ МАГИСТРАНТОВ Кызылорда, 2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФГБОУ

4.4. Организация научно-исследовательской работы и практик магистра НИР студентов является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы магистратуры. Она направлена на формирование

Содержание документа 1. Общие положения... 3 2. Выпускная квалификационная работа для получения степени бакалавра... 4 3. Выпускная квалификационная работа для получения квалификации «специалист»... 6

Практика направлена на формирование следующих компетенций: готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовности к саморазвитию,

Оглавление Оглавление... 2 1. Общие положения... 3 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Менеджмент»... 5 3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые

Направление подготовки Направленность (профиль) ОПОП Квалификация (степень) Форма обучения 38.04.02 Менеджмент Аудит безопасности бизнеса магистр очная Программы практик и организация научно-исследовательской

Аннотации к рабочим программам практик ОПОП «Менеджмент организаций» по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент Наименование Компетенции Б.2. П.1. Учебная практика, практика по получению первичных профессиональных

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

Приложение 3м МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет информатики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

2 1. Цели и задачи научно-исследовательской практики Цель научно-исследовательской практики: выработка у магистрантов компетенций и навыков ведения самостоятельной научноисследовательской работы, включая

3 1. Общие сведения о научно-исследовательской Вид практики, НИР: производственная. Тип практики, НИР: НИР. Способ проведения практики, НИР: по очной форме обучения - стационарная, по заочной форме обучения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования магистратуры, реализуемая университетом по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» (далее ООП ВПО)

М а г и с т р а т у р а Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ПРОГРАММА НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ Рабочая

Кафедра Креативно-инновационного управления и права Программа научно-исследовательской работы, по магистерской программе «Стратегическое политическое управление в поликультурной среде (с владением иностранными

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУВО «Тверской государственный университет» Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ оводитель ООП Панкрушина 2015 г. Рабочая программа по дисциплине Научно - исследовательский

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

Теоретического обучения; овладение профессионально-практическими умениями и производственными навыками юридической профессии; усвоение методики и тактики решения профессиональных задач по имплементации

Федеральное агентство научных организаций Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Негосударственная автономная некоммерческая организация высшего образования ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (НАНО ВО «ИМЦ») ПРИНЯТО На заседании Ученого совета НАНО ВО «ИМЦ» Протокол 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Ректор

ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для аспирантов по организации и содержанию научно-исследовательской деятельность и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание

Аннотация программы Учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков) Цель учебной Место учебной в учебном плане учебной Этапы учебной Цель Место в учебном плане Приобретение магистрантами

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА МАГИСТРАТУРЫ ПО МАГИСТЕРСКИМ ПРОГРАММАМ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» - ФЭиУ РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина

Использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой ОПК-1 способность использовать знание фундаментальных наук в

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА» (НГТУ)

Общие положения Производственная (преддипломная) практика студентов магистратуры ЮИ ИГУ (далее по тексту студентов) является составной частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным

3 1. Общие сведения о научно-исследовательской Вид практики, НИР: производственная. Тип практики, НИР: НИР. Способ проведения практики, НИР: стационарная. проведения практики, НИР: дискретно по периодам

Министерство образования Российской Федерации

_____________________________________________________________________

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

(МГТУ им. Н.Э. Баумана)

ГРНТИ 14.35.01; 14.35.07

о научно-исследовательской работе

«Разработка моделей и образцов стандартов

для бакалавров и магистров по специальности»

по проекту: «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

(итоговый)

Книга 1 «Разработка моделей для бакалавров и магистров по специальности»

Научный руководитель:

Фёдоров И.Б., д.т.н. профессор

(подпись)

г. Москва

Список исполнителей

Руководитель работы,

ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана,

д.т.н., профессор И.Б. Фёдоров

Ответственный исполнитель,

проректор по учебно-методической работе

МГТУ им. Н.Э Баумана, к.т.н., доцент С.В. Коршунов

Директор Института содержания

образования ВШЭ (ГУ), д.психол.н.,

профессор В.Д. Шадриков

Зам. проректора по учебной работе

МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.ф-м.н.,

профессор С.П. Еркович

Зав. отделом НИИ СМ,

доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана С.В. Суворов

д.пед.н., Ю.Г. Татур

Первый проректор МГТУ им.

А.Н. Косыгина, к.т.н., профессор Н.И. Максимов

Проректор по учебной работе

МИСиС, к.т.н., профессор В.П. Соловьёв

Ректор ТомскПУ, д.т.н., профессор Ю.П. Похолков

Профессор ТомскПУ, д.т.н. Д.И. Вайсбурд

Профессор ТомскПУ, д.т.н. П.С. Чубик

Первый проректор ТомскПУ, д.т.н., профессор А.И. Чучалин

Директор Центра социальных

и информационных технологийц, к.т.н. Б.Л. Агранович

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана,

д.ф-м.н. В.В. Феоктистов

Заведующий кафедрой физики,

д.ф-м.н., профессор А.Н. Морозов

Первый проректор – проректор

по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана,

к.т.н., доцент Е.Г. Юдин

Начальник методического отдела

МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.т.н., доцент Н.В. Васильев

Декан факультета социальных и гуманитарных

наук МГТУ им. Н.Э. Баумана,

д.фил.н., профессор Н.Г. Багдасарьян

Зам. декана ф-та социальных и гуманитарных

наук МГТУ им. Н.Э. Баумана,

к.фил.н., доцент И.Г. Тихая-Тищенко

Заведующий кафедрой «Компьютерные системы

автоматизации производства»

МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.т.н., доцент В.В. Емельянов

Доцент кафедры «Компьютерные системы

автоматизации производства»

МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.т.н. В.Б. Тарасов

Директор НИИ высшего образования,

д.т.н., профессор А.Я. Савельев

Заместитель директора НИИ

высшего образования, к.т.н., доцент Б.А. Сазонов

Ректор СПбГЭТУ ЛЭТИ,

д.т.н., профессор Д.В. Пузанков

Проректор СПбГЭТУ ЛЭТИ,

д.т.н., профессор В.Н. Ушаков

Отчёт 208 с., 1 кн., 25 табл., 18 рис., 89 источника

Ключевые слова:

Образовательные программы, последипломное образование, бакалавр, магистр, образовательные стандарты, модель специалиста, многоступенчатое образование

Объектом исследований является система высшего профессионального образования России в области техники и технологии.

Цель исследований – разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности с учетом отечественного и международного опыта и потребностей рынка труда.

На основании опыта построения многоуровневой системы образования в России и в экономически развитых странах с учетом рекомендаций ЮНЕСКО к уровням образования разработаны основные принципы представления содержания образования в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов в области техники и технологии. Даны рекомендации по организации учебного процесса многоступенчатой подготовки бакалавров и магистров по специальности.

На базе учета европейских тенденций развития образования в контексте Болонского процесса и анализа международного опыта многоступенчатого профессионального образования показано, что в условиях России оптимальной структурой, с учетом разницы в продолжительности обучения в полной средней школе, является структура 4–6–9 (инженер-бакалавр – 4 года, инженер-магистр – 6 лет, инженер-доктор – 9 лет).

На примере направления подготовки дипломированных специалистов 654600 “Информатика и вычислительная техника” подготовлена развернутая квалификационная характеристика для инженера-бакалавра, инженера-магистра и инженера-доктора.

Показано, что все три ступени образования тесно связаны между собой процессом оптимизации и представляют единую целостную стратегически неразрывную образовательную систему подготовки для национального хозяйства страны современного контингента квалифицированных кадров всех категорий.

Проведен анализ многоступенчатой подготовки специалистов в России и рассмотрены структурные схемы существующих образовательных траекторий и предлагаемых в проекте, а также их реализация в вузах с различным сроком обучения.

Обоснован подход к построению образовательных стандартов на основе компетентносного подхода, который использован при разработке моделей специалиста с высшим профессиональным образованием.

Сформулированы предложения по содержанию подготовки инженеров-бакалавров и инженеров-магистров по базовым циклам дисциплин.

Рассмотрены проблемы подготовки элитных специалистов на основе развития инновационных способностей выпускников технических университетов.

Проведен анализ образовательных программ и учебных планов МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Предложены перспективные методики организации учебного процесса в современных университетах и пути его интенсификации.

Введение………………………………………………………………………………..

Раздел 1 Опыт проектирования образовательных стандартов в России…………..

1.1 Уровни образовательной системы России. Ступени высшего образования………………………………………………………………………………..

1.2. Образовательные программы ВПО…………………………………………….

1.3. Создание ГОС высшего профессионального образования…………………..

1.3.1. Предварительный этап проектирования ГОС ВПО…………..................

1.3.2. Обеспечение фундаментальности образования………………………….

1.3.3. Цикл естественнонаучных дисциплин……………………………………

1.3.4. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин………….

1.3.5. Реализация принципа междисциплинарности……………………………

1.3.6. Усиление внимания к интеллектуальной деятельности выпускника вуза………………………………………………………………………………

1.3.7. Сопряжение направлений и специальностей…………………………….

1.3.8. Обновление перечня специальностей…………………………………….

1.3.9. Особенность ГОС по специальности …………………………………….

1.3.10. Недостатки ГОС первого поколения……………………………………

1.3.11. Подход к обновлению ГОС первого поколения……………………….

1.3.12. Отличительные черты образовательных стандартов

второго поколения……………………………………………………………

Раздел 2 Анализ состояния многоступенчатой подготовки специалистов в Российской Федерации…………………………..……………………………………………

2.1. Анализ существующих и предлагаемых образовательных траекторий в системе высшего профессионального образования…………………………………………

Раздел 3 Принципы построения моделей специалиста с высшим профессиональным образованием……………………………………………………………………..

3.1. Общие подходы к построению образовательных моделей специалиста…………………………………………………………...................................

3.2. Пути построения модели специалиста…………………………………………

3.3. Обобщенная модель деятельности……………………………………………..

3.4. Модель специалиста (бакалавра и магистра)………………………………….

3.5. Компетентность как структурный элемент модели качества подготовки выпускника вуза…………………………………………………………………..

Раздел 4 Модели специалиста по направлениям подготовки.…………………….

4.1. Болонский процесс и структура подготовки специалистов…………………

4.2. Структура подготовки специалистов в США………………………………..

4.3. Структура подготовки специалистов во Франции…………………………..

4.4. Оптимальная продолжительность подготовки специалистов………………..

4.5. Модель специалиста по направлению подготовки……………………………

4.6. Организация многоступенчатой подготовки бакалавров и магистров по специальности………………………………………………………………………

4.7. Проблемы построения целостной системы многоступенчатого инженерно-технического образования…………………………………………………….

4.8. Основные характеристики учебного процесса подготовки элитных специалистов в области техники и технологии…………………………………………

Раздел 5 Предложения по формированию содержания подготовки

инженеров-бакалавров и инженеров-магистров по циклам дисциплин …………….

5.1. По циклу социально-гуманитарных дисциплин………………………………..

5.3. Физика для бакалавров по специальности с четырёхлетним сроком обучения. Примерное распределение часов по темам и видам занятий……………………….

Раздел 6 Подготовка элитных специалистов в технических университетах……………………………………………………………………………………….

Раздел 7 Организация учебного процесса и пути его интенсификации………………………………………………………………………………………

Раздел 8 . Анализ образовательных программ и учебных планов МГТУ им. Н. Э. Баумана………………………………………………………………………………..

8.1. Разработка образовательных программ в МГТУ им. Н.Э. Баумана……………

8.2. Нормативы учебной нагрузки студентов и ее объем…………………………..

8.3. Трудности вузов при разработке учебных планов в соответствии с ГОСами…

8.4. Требования к образовательным программам высшего профессионального

образования и условиям их реализации…………………………………………..

8.5. Академические свободы университета в определении содержания высшего профессионального образования……………………………………………………..

8.6. Порядок разработки, утверждения и введения в образовательных программ…

Заключение………………………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………………..

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

г. Новосибирск

Юридический факультет

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Магистерская программа (профиль) Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы

Выпускающая кафедра конституционного и муниципального права

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель

Магистерской программы

Д. ю.н., профессор

«____»_______________2016 г.

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРАНТА

(Ф. И.О. студента)

За 1,2 семестр 2015/16 учебного года

Научный руководитель, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Отчет о выполнении разделов индивидуального плана за семестр

1. Выбрано направление исследования, назначен научный руководитель, сформулирована и обоснована тема магистерской диссертации (см. приложение № 1).

2. Составлен план магистерской диссертации (см. приложение № 2).

3. Проведен анализ источников, составлен список (см. приложение № 3).

4.Подготовлено введение магистерской диссертации (см. приложение № 4).

5. Принято участие в студенческой научно-практической конференции. (см. приложение №5)

Пподготовлены следующие виды научно-исследовательских работ:

ппубликация по результатам проведенных исследований – статья (тезисы) на тему «Источники правового регулирования статуса депутата представительного органа на материалах Ханты-Мансийского автономного округа - Югра» в журнале (сборнике) Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки №6 (42). Новосибирск 2016.

Магистрант ___________________________ « »________2016 г.

(подпись)

Научный руководитель__________________ « »________2016 г. (подпись)

Приложение 1

Тема диссертации: Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования на материалах Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Актуальность исследования обусловлена тем, что государственное развитие в современном мире, когда идет построение демократического федеративного правового государства предполагает наличие эффективно функционирующей системы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре – это одна из конституционных форм реализации власти, рассматривается одновременно, как социальное управление и демократический способ социального управления обществом. Основной чертой данного института власти является реальная самоорганизация и самоответственность населения при решении вопросов местного значения.

Орган муниципального образования играет важнейшую системообразующую роль в системе местного самоуправления. Поэтому, выделяют вопросы конституционного-правового регулирования статуса представительного .

Приложение 2

Введение

1 Теоретико-правовые основы правового статуса депутата органа местного самоуправления

1.1 Понятие правового статуса депутата представительного органа муниципального образования

1.2 Нормативно-правовое регулирование статуса депутата органа муниципального образования

1.3 Организационно-правовые модели избрания депутата органа муниципального образования

2. Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата муниципального образования

2.1 Приобретение статуса депутата органа муниципального образования

2.2 Полномочия депутата органа муниципального образования

2.3 Депутатский мандат и гарантии депутата органа муниципального образования

3. Проблемы правового регулирования и совершенствования статуса депутата представительного органа муниципального образования

3.1 Проблемы применения института отзыва в системе муниципальной демократии

3.2 Тенденции развития законодательства в сфере регулирования статуса депутата представительного органа муниципального образования

3.3 Совершенствование правового статуса депутата представительного органа муниципального образования

Заключение

Список использованных источников

Приложение 3

Библиографический список

(принята на всенародном голосовании 1993 г.) // «Российская газета» от 01.01.01 г. Федеральный закон от 8.05.1994 г. (в ред. от 01.01.2001) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ от 01.01.2001, № 28, ст. 3466. Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) //СЗ РФ, 06.10.2003, N131, ст.6. Федеральный закон от 01.01.2001 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 21.01.2009) //СЗ РФ, 16.02.2009, N7, ст. 776. Федеральный закон от 01.01.2001 N 25-ФЗ (ред. от 17.07:2009) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.02.2007) // СЗ РФ от 2007, г. N 10 ст. 1152. Федеральный закон от 01.01.2001 N 131-Ф3 (ред. от 01.01.2001) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822. Федеральный закон от 01.01.2001 N 67-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // СЗ РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253. Устав Ханты – Мансийского Автономного Округа – Югры от 01.01.2001 г. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01 года N 98-оз "О наказах избирателей депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01г N 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 г. N 19-оз "О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01 г. N 34-оз "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01 г. N 97-оз "О государственной Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Судебная практика Постановление Конституционного Суда РФ от 2002 г. . Научная и Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: сборник научных трудов / Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации; [отв. ред.: ]. – М.: РПА, 2012. - 89 с. Алексеев право России: учебник / , . – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 267 с. Алешкова -правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации / ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. юрид. акад. – Екатеринбург: УрГЮА, 2012 – 256 с. Барсукова развития государственного и в современной России / , и др.; под ред. , . – Ставрополь: мир данных, 2011. – 190 с. Борисов правотворческого процесса в муниципальных образованиях Российской Федерации / , ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – Орел: ОРАГС, 2012. – 138 с. Выдрин право России6 учебник / . – 4-е изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 255 с. Конституционное, муниципальное и гражданское право: теоретические и практические аспекты: (коллективная ) / [, и др.; редкол.: (пред.) и др.; СибАК]. - Новосибирск: СибАК, 2013. - 111 с. Корсакова -правовая политика России / ; под ред. ;. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 341 с. Костюков муниципально-правовая политика. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 318 с. Куршиева профессионального развития государственных и муниципальных служащих / ; Науч.-внедренч. центр труда в гос. и муницип. службе. – М.: ВивидАрт, 2012. - 206 с. Кутафин право Российской Федерации: учебник / , . - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва: Проспект, 2013. - 669 с. Наумов и муниципальное управление: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 553 с. Пещеров и муниципальное управление: учебник: [по специальности "Государственное и муниципальное управление"] / ; М-во образования Моск. обл., Моск. гос. обл. ун-т. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - Москва: Издательство МГОУ, 2012. - 683 с. , Черногор право России: учебник 3-е изд., перераб. и доп. / , Таболин В., ; под ред. . – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. -448 с. Пылин и муниципальный контроль: учеб. пособие. – СПб.: Издательство Политихнического университета, 2011. – 707 с. Реброва право Российской Федерации: учеб. пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 254 с. Скрипин органов государственной власти и местного самоуправления. Серия «Муниципальное право России». – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 176 с. Сурманидзе служба Российской Федерации. Муниципальная служба в Российской Федерации. Противодействие коррупции / ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Киров. фил. - Киров: Аверс, 2012. - 335 с. Шугрина право: учебник для вузов / Шугрина. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 559 с. Чеботарев -правовая ответственность как гарантия осуществления местного самоуправления в интересах населения / , ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тюмень. гос. ун-т, Ин-т права, экономики и упр. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 295 с. правовое регулирование юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: ИД «Юриспруденция» , 2012. – 220 с. Яновский и муниципальное управление: учеб. пособие. – М.: КноРус, 2012. – 199с.

Приложение 4

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «правовой статус» широко в права и в настоящее время.

Слово «статус» с латинского «status» как или кого-либо (чего-либо), характеристика данного как «правовое» регламентацию положения соответствующими актами. образом, в совокупности определений, статус – нормативными положение кого-либо (чего-либо), а именно, определяемого лица (предмета), его природа, в общественных и права, важнейшие и обязанности, (порядок) их и при этом акты или действия.

Правовой статус депутата Думы Ханты-Мансийского округа – Югра, есть правовое положение, Конституцией, Российской Федерации, а так же и Ханты – автономного округа-Югра, к которым относятся законы, как Закон «Об принципах организации местного в Федерации», Закон «О муниципальной в Федерации», Ханты-Мансийского автономного округа-Югра «О депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югра» и другие.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты отправными установлениями для анализа депутата и его положения.

Как уже было сказано ранее, статус под не закрепление в нормах в отношении, в моем случае, Думы Ханты-Мансийского автономного - Югра, но и «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной должностного лица».

В время существует различных мнений, именно входят в состав правового того или субъекта, их иерархия.

Однако большинство ученых – сходятся в том, что составным правового статуса лица – Ханты-Мансийского округа - Югра его компетенция: его и обязанности, с учетом его положения.

В прочих составляющих выделяют круг депутату Ханты-Мансийского автономного - Югра вопросов: перед ним цели и задачи, возложенные на него функции, ответственность. функция подчинена цели, на нее.

Депутат Ханты-Мансийского автономного - Югра избранником народа, его воли во власти, одной из его и является представительство интересов во власти. На него такие как обязательная с избирателями: обращений, и заявлений избирателей, личного и с гражданами.

Также Ханты-Мансийского автономного - Югра участником фракции, в составе он был избран, и его является и в её заседаниях, с совместной и единой позиции, выработке программы по вопросам, Думой Ханты-Мансийского автономного - Югра.

Форма деятельности депутата Ханты-Мансийского округа - Югра в соответствии с депутатского мандата.

Так же важным элементом статуса Ханты-Мансийского округа - Югра гарантии его деятельности, которых имеет возможность и осуществлять свою деятельность.

Среди гарантий выделяются иммунитет, как вид привилегий, совокупность особых преимуществ, и индемнитете, как «совокупностью , независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и утверждению как личности» .

В с вышесказанным, сделать вывод, что под статусом Думы Ханты-Мансийского округа - Югра в смысле понимать обусловленное социально-политической общества положение депутата, правовыми и социальными и обеспечиваемое гарантиями. В смысле статус депутата Думы Ханты-Мансийского округа - Югра из упорядоченной элементов, характеризующих и содержание положения депутата, а из их прав, обязанностей, гарантий и форм деятельности, в с характером мандата.

Статус депутата представительного муниципального строится на следующих принципах, выборный деятельности, законность, срочный осуществления полномочий, профессионализм.

Принцип выборности вытекает из понятия "депутат". устанавливает, что депутатом быть гражданин, 21 года. В этой следует отметить, что, на характер деятельности, не замещает выборную должность и не выборным лицом.

С Закона о муниципальной категория "выборная должность" исчезла из законодательства. Пока термин в избирательном законодательстве, но, видимо, лишь в с тем, что его еще не успели привести в с о службе. части 2 1 содержит "муниципальная должность". в контексте Закона термин обобщающий по к депутатам, выборных местного самоуправления, выборным должностным местного самоуправления, муниципальных образований, на основе и являющихся юридическими лицами.

Более того, Федеральный закон -ФЗ в 2 категории "депутат", "выборное лицо местного самоуправления", "должностное лицо самоуправления", "член органа самоуправления".

На день, как представляется, нельзя ни лицами местного самоуправления, ни должностными местного самоуправления, поскольку они не исполнительно-распорядительными полномочиями. Председатель органа и его заместители, свои полномочия на основе, должностными местного самоуправления, но не должностными лицами, на муниципальных выборах они в депутатов, а не должностных лиц. Это обстоятельство в свое подтвердил и ВС РФ, указав, что председатель представительного избирается из депутатов не как лицо местного для вопросов значения, а как должностное лицо органа самоуправления, в компетенцию входит лишь деятельности представительного органа.

Следующий принцип – законность. Депутат избираться на законных основаниях; в деятельности нормами законодательства, а также действие закона.

Наряду с указанными принципами депутата на срочности его полномочий. Полномочия начинаются со дня его и прекращаются со дня работы органа созыва. Данное в депутатов органов муниципальных образований, на выборах, до 8 2003 г., по срока полномочий, на они были в соответствии с муниципальных образований.

Решение об изменении срока полномочий, а решение об перечня выборного должностного лица самоуправления только к выборным должностным местного самоуправления, после в силу соответствующего решения. срок депутата устанавливается муниципального образования, но не быть двух и пяти лет. Как правило, срок четырем годам.

Однако полномочия депутата быть досрочно в случаях:

Его смерти;

Его по собственному желанию;

Его судом недееспособным или дееспособным;

Следует отметить, что ни Российской Федерации, ни не устанавливают такого избирательного права, как лица ограниченно дееспособным. Тем законодатель ситуацию, ограниченно дееспособное лицо быть депутатом, но не вступить в депутатские полномочия;

Судом безвестно или умершим;

В отношении в силу приговора суда;

За пределы Российской на место жительства;

Прекращения гражданства Федерации, гражданства иностранного государства международного РФ, в с которым иностранный имеет быть в местного самоуправления;

Избирателями;

Досрочного прекращения представительного органа;

На военную службу или на ее гражданскую службу.

Следующим принципом можно выделить профессионализм мандата. Указанный принцип с характером муниципального депутата. закон от принципа и устанавливает, что представительного муниципального образования свои полномочия, как правило, на основе. На основе работать не 10% от установленной численности органа образования. Если же численность органа образования составляет менее 10 человек, то на основе работать один депутат. Учитывая депутатов органа, сделать о том, что 10% – это от до трех депутатов. Как правило, будут председатель органа, его (заместители). Большая часть корпуса свои на основе. В ситуации степень депутата перед населением.

Членом управления организации, если иное не федеральными законами или если в порядке, муниципальным актом в соответствии с законами и субъекта РФ, ему не поручено участвовать в этой организацией;

Иной оплачиваемой деятельностью, за преподавательской, и иной творческой (при этом преподавательская, и иная творческая деятельность не финансироваться за счет иностранных государств, и организаций, граждан и лиц без гражданства, если иное не международным РФ или законодательством РФ);

В состав органов управления, или советов, иных органов иностранных неправительственных и на территории РФ их подразделений, если иное не предусмотрено международным РФ или РФ.

Следует отметить, что законодатель не для депутата замещать государственные гражданской службы. такого не содержится ни в законе -ФЗ, ни в Федеральном законе -ФЗ "О гражданской службе Российской Федерации". служащему замещать выборную в местного самоуправления. Однако, как уже отмечалось, не выборную должность. Но представляется, что отсутствие ограничения оправданно.